Алена Палько
Картотека дидактических игр о природе
▼ Скачать + Заказать документы
дидактические игры о природе для детей
"Деревья совсем другие".
Задание: уточнить знания детей об определенных видах деревьев, понаблюдать за этими деревьями в момент обновления листьев, выяснить, знают ли дети, какие леса образуют эти деревья (береза, клен, дуб, Дубовая роща, Рощица).
Д/и на знакомство с природой "приготовим вкусный сок", (яблочный, тыквенный и т. д.)
"В зимней столовой"
задание: закрепить знания детей о зимующих птицах и их названиях. Развивайте способность подражать их привычкам.
Публикация «Картотека дидактических игр о природе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Идея: воспитатель фиксирует силуэт птицы на ветке, привлекает внимание детей, по которой птица прилетела к кормушке. Предлагает дать ей имя и показать, как она кричит. дети называют птиц, подражают их звукам, описывают, как они летают, прыгают.
"Деревья разные"
Задачи: уточнить знания детей об определенных видах деревьев, понаблюдать за этими деревьями в момент обновления листья, выяснить, знают ли дети, какие леса образуют эти деревья (береза, клен, дуб).
Для знакомства с природой, "давайте приготовим вкусный сок", (яблочный, тыквенный и т. д.)
"В Зимней столовой"
задача: закрепить знания детей о зимующих птицах и их названиях.
Развивайте способность подражать их привычкам.
Материал: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Идея: воспитатель фиксирует силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает дать ей имя и показать, как она кричит. дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
"Где спряталась матрешка"
Идея: растения в группе расположены так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти, одному из детей завязывают глаза носовым платком. учительница прячет матрешку под растением. ребенка освобождают от шарфа, он находит матрешку и говорит название растения.
Задачи: закреплять у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
"Что это за птица"
Задача: закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, научить их четко произносить звук "Р".
Материал: красочные изображения птиц.
Идея. Воспитатель, имитируя крик птицы, спрашивает детей, кто так кричит, Дети угадывают, выбирают подходящую картинку и помещают ее на панель.
"Кто во что одет"
Задачи: закрепить умение детей систематизировать животных по покрытию тела (перья, чешуя, шерсть).
Материал: большие карты с изображением моделей обложек для тела животных, картинки с животными.
Идея: раздача больших карточек с изображением моделей тела животного, затем достается по одной картинке с изображением птиц, рыб, животных, дети покрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью
"Кто где живет?" (птица)
Задачи: уточнить и расширить знания детей о птицах и местах их обитания. Расширение словаря по темам.
Игровой материал: изображения птиц, мест их обитания.
Учитель вручает каждой паре конверт с открытками с изображением птиц. Дети должны определить среду обитания этих птиц и поместить их под соответствующие модели:
"болото" - цапля, аист, журавль; "пруд" - Лебедь, дикая утка, чайка;
"Кто и как движется"
Материал: большие карты, изображающие модели способов передвижения животных, фотографии животных.
Идея. Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов передвижения животных (ноги, крылья, плавники, потом достает маленькие картинки птиц, рыб, животных, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
Задачи: закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)
"Почтальон принес посылку"
Задачи: развивать умение описывать объекты и распознавать их по описанию.
Материал: коробка для фруктов, овощей.
Идея. В-л приносит группе коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В нем есть различные овощи и фрукты. Дети рассматривают и описывают то, что принес почтальон.
игры для ознакомления детей с комнатными растениями
"Найди цветок по сходству"
это игровое задание. Дети находят изменения в расположении предметов.
Идея. Невозможно наблюдать, как v-l меняет растения местами.
Оборудование. 3-4 одинаковых растения размещаются на двух столах в определенной последовательности, например фикус, Цветущая герань, спаржа, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на то, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на том же столе. А потом он просит детей переставить горшки так, как они стояли
ранее, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После нескольких повторений вы можете поиграть в игру с одним набором растений
"Найди то, о чем я тебе расскажу"
- это дидактическая задача. Опишите и назовите признаки растения в ответ на вопросы взрослых.
План игры. Загадываем "загадку" для взрослого.
Правило. Невозможно назвать угадываемые растения. Отвечайте на вопросы правильно.
Ход игры. В-л сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Ребенка просят выбрать и показать детям растение, которое он потом должен будет узнать по описанию ребят. Учитель задает им вопрос о наличии стебля, форме и цвете листьев (он называет оттенки зеленого, о поверхности листа (гладкая, негладкая, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какого они цвета. Например: "на что это похоже — на дерево или траву? Ствол толстый, прямой? Листья такие же крупные, как у огурца? Темно-зеленый, блестящий?"Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
Игру можно повторить.
игры для ознакомления детей с деревьями и кустарниками
"Найди то же самое письмо в букете"
Дидактическое задание. Найдите предмет по сходству.
ПЛАН ИГРЫ. Путем поиска похожего товара.
Правило. Возьмите лист бумаги после того, как учитель назовет и покажет его.
Оборудование. Брать одинаковые букеты из 3-4 разных листьев. В игру играют на прогулке.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, которые оставляет себе. Затем он показывает им какой - нибудь лист, например кленовый, и предлагает: "раз, два, три-Покажите мне такое письмо! "Дети поднимают руку с новым листом клея.
Игра повторяется несколько раз с другими листьями букета.
"Такое письмо, лети ко мне!"
Дидактическая задача. Находите предметы по сходству.
ПЛАН ИГРЫ. Подбегайте к учителю по его сигналу.
Правило. Вы можете бежать к учителю только по сигналу и только с тем же письмом в руке, что и учитель.
Оборудование. Соберите листья клена, дуба, рябины (или других деревьев, встречающихся в этом районе, которые резко отличаются по форме.
Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: "у кого такое же письмо — ко мне!"
Дети рассматривают полученные от воспитателя листочки, у которых в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок допускает ошибки, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
"Найди то, о чем я тебе расскажу"
- это дидактическая задача. Найдите элементы по перечисленным атрибутам.
План игры: найдите предмет по описанию.
Ход игры. В игру играют на открытом воздухе. Воспитатель описывает дерево (размер и цвет ствола, форму листьев, называет и описывает семена и плоды. Потом он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: "Раз, два, три — беги!"
"Найди свой дом"
Дидактическое задание. Найдите весь предмет по частям.
План игры. Ищите " дом " по определенному атрибуту.
Правило. Вы можете бежать к своему "дому" только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям дают листья разных деревьев. Все дети - "зайчики". Чтобы кролики не заблудились," заяц-мать " дает им листья с веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне и по команде. "Все дома, волк близко!"- они бегут к дому-под определенное дерево. Игру можно продолжить, если вы предложите детям переодеться в новый дом. "
Игра в слова
Я прочту вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят для муравья (шмеля, пчелы, таракана).
Словарь: муравейник, зеленый, трепещет, медовый, изворотлив, трудолюбив, Красная спина, Пасека, надоедливый, Улей, лохматый, звонкий, Река. Щебечучий, паутинный, плоский, тля, вредитель, "летающий цветок", соты, жужжание, иглы, прыгающий чемпион", пестрый, большеглазый, червоновусий, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отталкивающая окраски.
Вариант игры: какие слова подходят для обозначения овоща (фрукта и т. д.)
"Выбери то, что тебе нужно"
На столе разбросаны тематические картинки. Воспитатель называет любое свойство или атрибут, и дети должны выбрать как можно больше
больше элементов, обладающих этим свойством. Например:" зеленый " — это могут быть изображения листа, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т. д. или:" влажный " — вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
"Волшебный поезд"
Задача. Закрепить и систематизировать представления детей о животных, птицах, насекомых, земноводных.
Материал. Два поезда, вырезанные из картона (в каждом поезде 4 по 5 окон); два набора карточек с изображениями животных.
Идея: играют две команды (в каждой по 4 ребенка "гида", которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит
"паровозик" и карточки с изображениями животных.
Наставник. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить в автомобилях (в первом - животные, во втором – птицы, в третьем - насекомые, в четвертом - земноводные) так, чтобы в окне был один пассажир.
Команда, которая первой правильно разместит животных на автомобилях, станет победителем. Точно так же эту игру можно провести для закрепления представлений о различных группах растений (лесах, садах, лугах, огородах).
"Да-нет"
Задача: на все вопросы ведущего можно ответить только словами "да" или "нет". Водящий выйдет за дверь, и мы договоримся о том, какое животное (растение) мы пожелаем ему. Он придет и спросит нас, где живет это животное, что это такое, чем оно питается. Мы ответим ему всего двумя словами.