Александра Быкова
Картотека дидактических игр на развитие представления о времени и ориентировке в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 32 Быкова А. В.
Игровое упражнение «Спрячь мячик»
Цель: содействовать развитию пространственной ориентации («перед», «за»).
Материал: четыре кирпичика из строительного набора; круг. Игровые действия: выстроить на столе «стенку».
Публикация «Картотека дидактических игр на развитие представления о времени и ориентировке в пространстве» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Ориентировка в пространстве
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Часы. Игры, дидактические пособия в виде часов
- Темочки
Затем взять мяч (круг) и положить его так, чтобы за этой «стенкой» его не было видно. — Куда положил мяч? (За стенку.) Далее предложить детям положить мяч перед стенкой. — Видно ли мяч теперь? Куда его положили? (Перед стенкой.)
Игровое упражнение «Узнай, где игрушка»
Цель: содействовать формированию пространственной ориентации («впереди», «позади», «сбоку»).
Материал: 4 игрушки.
Вариант 1. Игровые действия: ребенок стоит или сидит в центре, а вокруг него раскладываются игрушки. Воспитатель. Кто сидит перед тобой?
— Кто сидит позади тебя?
У — Кто сидит сбоку от тебя? Постепенно вводятся слова «справа», «слева».
Вариант 2.
Игровые действия: вместо ребенка в центр помещается кукла. Воспитатель. Кто находится перед куклой?
— Кто находится позади куклы?
— Кто находится справа от куклы?
— Кто находится слева от куклы?
Игровое упражнение «На, над, под»
Цель: содействовать формированию пространственной ориентации («на», «над», «под»).
Материал: иллюстрации с изображениями дерева и различных предметов : солнышко, облако, грибочки, листья, яблоки, ежик, птички.
Игровые действия: педагог обращает внимание на иллюстрацию с изображением дерева и предлагает дошкольникам разместить предметные карточки на дереве, под деревом, над деревом, чтобы дереву не было одиноко. Кто-нибудь из детей выполняет данное задание, комментируя свои действия.
Воспитатель. Где разместили солнышко, облако, птичек?
— Где разместили грибочки, ежика?
— Где разместили листочки, яблоки?
Игровое упражнение «Репка»
Цель: содействовать формированию пространственных представлений («впереди», «сзади»).
Материал: персонажи (или их изображения) из русской народной сказки «Репка».
Игровые действия: вспомнить сюжет сказки «Репка».
Дети должны расположить героев сказки друг за другом так, как это описывалось в самом произведении.
Воспитатель. Кто стоит впереди? Кто сзади?
— Кто стоит сзади бабки?
— Кто стоит впереди кошки?
Представление о времени
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: знакомить детей с частями суток на основе характерной деятельности, выполняемой в тот или иной отрезок времени.
Материал: карточки с картинками, на которых изображены бытовые сцены, связанные с режимом дня дошкольников (утро — зарядка, умывание; день — прогулки, игры на свежем воздухе и т. д.).
Игровые действия: педагог предлагает рассмотреть картинки, затем называет часть суток, например, вечер, а дети должны поднять соответствующую карточку.
Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Цель: закрепить знание о частях суток, о последовательности смены одной части суток другой.
Материал: карточки с сюжетными картинками, изображающими разные части суток.
Игровые действия: педагог предлагает рассмотреть карточки с картинками, затем называет определенную часть суток, а дети находят соответствующую картинку и показывают ее.
Далее дети раскладывают картинки в порядке следования частей суток.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: продолжать знакомить с сезонами на основе наиболее ярких признаков, характерных для каждого из них.
Материал: карточки с изображением различных признаков, характерных для каждой поры года.
Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает рассмотреть картинки, затем называет любую пору года, а дети поднимают соответствующие карточки.
Вариант 2. Игровые действия: каждая пора года имеет условное обозначение: зима — голубой круг, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый; условные обозначения раскладываются на разных столах. Дети должны выбрать из общей стопки карточки с изображением признаков и положить их на стол в соответствии с сезоном, условно обозначенным цветным кругом; результат выполнения данного задания проверяется и обсуждается.
Дидактическая игра «Назови «соседей»
Цель: упражнять детей в назывании порядка следования различных частей суток.
Материал: фишки.
Игровые действия: педагог называет какую либо часть суток, а дети — части суток, которые «соседствуют» с названной. Например, педагог предлагает назвать «соседей» + ночи, в ответ дошкольники говорят: «Вечер и утро». Таким же образом находят «соседей» остальных частей суток. За каждый правильный ответ ребята награждаются фишками.
Игра-упражнение «Вопрос — ответ»
Цель: уточнить знание признаков времен года
Материал: фишки.
Игровые действия: педагог задает вопросы о признаках, характерных для того или иного времени года, а дети на них отвечают. За каждый правильный ответ ребенок награждается фишкой.
Воспитатель. Когда распускаются цветы?
— Когда зреют яблоки?
— Когда катаются на санках?
— Когда купаются в реке?
— Когда собирают урожай?
— Когда цветут сады?
— Когда улетают птицы?
— Когда капают картошку?
— Когда бывает листопад?
— Когда распускаются листочки на деревьях? И т. д.