Папки-передвижки

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы

Ирина Никитина
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ».

Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Игровой материал: По 2 флажка на каждого ре-бенка, бубен.

Игровое правило: Взрослому необходимо сле-дить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы» размещена в разделах

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

ИГРА «ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ»

Цель: Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Игровой материал: игрушки: мишка, зайка, лиса.

Ход: Дети сидят полукругом. Взрослый на рас-стоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и го-ворит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания: Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кри-чали.

ИГРА «БАБОЧКА, ЛЕТИ!»

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ро-тового выдоха.

Игровой материал: 5 бумажных ярко окрашен-ных бабочек.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: си-ние, желтые, красные! Как их много! Они как жи-вые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы по-дуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предла-гает детям встать по одному возле каждой бабоч-ки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют не-сколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с пау-зами, в противном случае у него может закру-житься голова.

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Игровой материал: Звоночек.

Ход:Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспита-тель дает кому-нибудь из детей звоночек и пред-лагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доно-сится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает зво-нок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, во-дящий поворачивается лицом к тому месту, отку-да слышен звук. Звонить надо не очень громко.

СТИХОТВОРЕНИЕ А. БАРТО «КТО КАК КРИЧИТ?»

Цель: Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речево-го слуха.

Игровой материал: Игрушки (петух, курица, кошка, собака, утка, корова.

Текст стихотворения, чтобы в ответах дети актив-но использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-муррр! Пугаю кур.

Ам-ам! Кто там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-у! Молока кому?

Методические указания: Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

ИГРА «ПУСКАНИЕ КОРАБЛИКОВ»

Цель: Развитие речевого дыхания.

Игровое правило: Добиваться от каждого ребен-ка умения длительно произносить звук ф на од-ном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения со-четать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Педагог предлагает детям покататься на корабли-ке из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот на-летает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребе-нок. (При повторении игры нужно пригнать ко-раблик к определенному месту.)

Методические указания: Следить, чтобы при произнесении звукаф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук "п" на одном выдо-хе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

ИГРА «ПУСКАНИЕ КОРАБЛИКОВ»

Цель: Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать про-изнесение звука с началом выдоха.

Игровой материал: Таз с водой и бумажные ко-раблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в дру-гой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы тру-бочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. : Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

ИГРА «ГРОМКО — ТИХО»

Цель. Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Игровой материал: Парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая ду-дочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая ма-шина?» Дети громко произносят: «би-би». Педа-гог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внима-тельны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сиг-налит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания: В зависимости от ко-личества детей в группе на занятии можно ис-пользовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

ИГРА «МЕДВЕЖАТА МЕД ЕДЯТ»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высо-вывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

ИГРА «ЛЯГУШКА И ЛЯГУШАТА»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы : это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Боль-шие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, пла-вают, тихонько квакают. (дети имитируют дейст-вия и тихо квакают). Устали все лягушки и усе-лись на берегу, на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

ДИД. ИГРА «ОТЗОВИСЬ»

Цель: Закреплять правильное произношение зву-ков. Развивать интонационную выразительность.

Игровой материал: Фланелеграф, картинки с изображением животных и птиц.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кри-чит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т. д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раз-дает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют, (дети выходят из-за сто-лов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен по-кричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланеле-граф.

ИГРА «ПОКОРМИМ ПТЕНЧИКОВ»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело ле-тают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивает-ся, что бы дети пошире открывали рот).

Игра повторяется 2-3 раза.

ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»

Цель: Закреплять правильное произношение зву-ков. Развивать речевое дыхание детей.

Игровой материал: Картинки с изображением животных.

Игровое правило: Дети должны отгадывать, кто живёт в домике, и повторять звукосочетания по нескольку раз.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изо-бражением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает ти-хо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображени-ем кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой, (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет:

«ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по несколь-ку раз.

ИГРА «УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ»

Цель: уточнять и закреплять правильное произ-ношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Игровой материал: корзина с игрушками.

Ход: Воспитатель: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка…

-А это, дети (показывает картину, кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает? кря-кря. Кто квакает ква-ква?.

Кто кукарекает: кукареку?. А как кукушка куку-ет?

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)

-А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)

-Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? (кукует)

-Покажите, как летает кукушка. (Дети поднима-ются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (де-ти кукуют.) Покажите как машет крыльями пету-шок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как пе-тушок? (кукарекали.)

Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягуш-ка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, пе-тууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)

Игрушки остаются для свободной игры детей.

ИГРА «ПРЯТКИ»

Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал: Мелкие игрушки.

Ход: Изготовленные заранее игрушки воспита-тель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шка-фом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Дети отыскивают всех непрошенных гостей, пря-чут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

ИГРА «ГУСИ»

Цель: Уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описа-ния.

Игровой материал: Картина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы бу-дем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на но-гу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.

В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га

В: Есть хотите? Дети: Да-да-да

Захлопали гуси крыльями, улетели.

(Игра повторяется 3-4 раза)

ИГРА «ПОЧТАЛЬОН ПРИНЁС ОТКРЫТКУ»

Цель: Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, ска-чет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, бара-банит и. д.)

Игровой материал: Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Игровое правило: рассматриваются 4-5 откры-ток. И те, кому они адресованы, должны правиль-но назвать действия персонажа и запомнить изо-бражение.

Ход:

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс от-крытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адре-сована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою от-крытку.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта от-крытка? И т. д.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей второй младшей группы Утверждено решением педагогического совета МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 Протокол №1 от 31.08.2017 года Заведующий МБДОУ д.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3–4 лет Картотека дидактических игр для детей 2 мл. группы Дидактические игры по развитию речи ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Цель: Ориентироваться на род имени.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи Подготовили воспитатели: Фоменко Н. А. Герасимова Т. А. «У кого какой предмет?» Цель: упражнение детей в сравнении двух предметов, одинаковых.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи во второй младшей группе Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе по развитию речи. 1. Игра «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить.

Картотека дидактических игр для младшей группы «Что звучит?» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать. Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно.

Картотека дидактических игр по развитию речи У кого какой предмет? Цель. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных.

Картотека дидактических игр с использованием предметных картинок для детей третьего года жизни по развитию речи КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Выполнила: Логинова Г. А., воспитатель группы.

Картотека игр и упражнений для детей младшей и средней группы детского сада Театрализованная игра- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Многие педагоги.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 15:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Никитина (УИ 1552478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД