Ковалева Нина
Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Что я видел».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 100-101.
Построение связной речи. Воспитание внимания, развитие памяти.
Внимательно рассмотреть карточку и запомнить, что там нарисовано. Следить за рассказом детей. Дополнить упущенное и исправить искаженное.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Ребёнок берет одну из карточек, лежащих вниз рисунками, и, посмотрев а нее, передает другому. Затем карточка передается ведущему и кто- либо из детей рассказывает, что изображено на ней, другие дополняют.
2.
«Угадай, что мы задумали».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 100-101.
Развитие связной речи, мышления, внимания, самостоятельности.
Ведущий выходит за дверь, а в то время дети загадывают предмет. Войдя, он по описанию должен назвать предмет.
Дети сидят на стульчиках. Когда ведущий выйдет, они загадывают предмет. Вернувшись, он должен назвать, что загадывали дети. Вначале дети называют отдаленные признаки предмета. Если же ребенок затрудняется назвать, рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.
3.
«Кто найдёт, пусть возьмёт».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 102-103.
Закрепление знаний материала, из которого сделан предмет. Активизация словаря, связной речи. Воспитание внимания, сообразительности.
Найти предмет из указанного воспитателем материала.
Придумать рассказ о найденном предмете.
Детям предлагается разыскать в групповой комнате предметы, сделанные из дерева, пластмассы, полиэтилена и другого предложенного материала. Ребёнок, нашедший предмет, встает на место, пока ведущий считает до пяти.
Каждый называет предмет и придумывает о нём рассказ.
4.
«Что где растёт?»
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».- Москва Просвещение»,1991.- с. 102.
Закрепление знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту из произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Соревноваться, кто скорее отберёт и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.
Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте, выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.
5.
«Подбери листок».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 102-103.
Закрепление знаний о растениях. Воспитание внимания, сосредоточенности. Развитие мышления.
Следить за названием листа; найти на карте плод или цветок дерева, которому они принадлежат. Поднять руку и назвать это растение. Получив лист, закрыть клетку в большой карте.
Карты с изображением цветов и плодов раздаются детям. Картинки и контрольные таблицы остаются у воспитателя, причём картинки с изображением листьев должны быть разобраны по одинаковым рисункам, например все картинки с изображением листка березы складываются вместе. Воспитатель, показывая рисунок листа, спрашивает: «Кому нужен лист сирени, дуба» и т. д.
Дети, у которых окажется на карте цветок или плод данного растения, поднимают руки. Один ребёнок чё тко повторяет: «Мне нужен лист сирени», или «У меня сирень» и т. д. после этого воспитатель раздаёт поднявшим руки карточки с изображением листьев данного растения. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
6.
«Сосчитайка».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 102-103.
Упражнение в счёте. Воспитание внимания, мышления.
Внимательно слушать задачу, предложенную воспитателем. Быстро её решить и посмотреть, есть ли в большой карте такое число.
Ведущий показывает маленькую карточку и говорит : «Пять книг и одна книга». Дети ищут у себя соответствующие карточки. один из играющих отвечает: «У меня шесть книг». Ведущий отдает ему карточку, и ребёнок закрывает ею пустую клетку.
7.
«Пройди в ворота».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 104-105.
Закрепление счёта. Воспитание внимания, сообразительности.
Найти пару (ребёнка, с которым вместе будет число, показываемое на воротах.
В группе стоят ворота, на которых прикреплена карточка с шестью кружками или ещё каким – то числом. У детей маленькие карточки с нарисованными кружками от одного до шести. Дети бегают по комнате и по сигналу воспитателя соединяются в пары так, чтобы в сумме карточек получилось шесть, и пробегают в ворота.
8.
«Большой – маленький».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 106-107.
Закрепление слов противоположного значения: большой – маленький, длинный – короткий и т. д. Воспитание внимания, сообразительности.
Внимательно следить за словом воспитателя, которое он произносит с бросанием мяча или платка. Быстро поймать мяч и сказать слово, противоположное сказанному воспитателем. Если игра проводится с задачей закрепить временные представления – продолжить игру после названного воспитателем времени.
Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает платок или мяч и говорит: «Толстый». Поймавший мяч должен ответить противоположными словами – тонкий, большой – маленький и т. д.
9.
«Подбери по форме».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 108-109.
Закрепление названий формы окружающих предметов. Воспитание внимания, умения соотносить форму с предметом, нарисованным на карточках.
Внимательно следить за показываемой ведущим (ведущим может быть один из детей) формой. Каждый играющий должен найти у себя в карточке предмет такой же формы и положить на середину стола около карточки ведущего. Выигрывает тот, кто первый освободиться от карточек.
Воспитатель, а затем ведущий кладёт на стол карточку с изображением, например, круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?». Каждый ребёнок ищет у себя в карточках круглый предмет : шар, пуговицу, часы и т. д. У кого есть такой предмет, тот кладёт эту карточку рядом СС карточкой ведущего.
10.
«Чего не стало».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 108-109.
Активизация словаря. Упражнение в счёте. Воспитание внимания, сообразительности, развития памяти.
Правильно определить количество предметов, лежащих на столе. Назвать изменение, какое произошло с тем или другим предметом.
Дети изучают расположение игрушек на столе, затем один из играющих выходит из комнаты. В его отсутствие со стола убирается какой – либо предмет. У вернувшегося спрашивают: «Какого предмета не стало?».
11.
«Лото».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 110-111.
Закрепление представление детей о временах года. Развитие внимания, мышления и речи.
Внимательно следить за карточками. Вспоминать, в какое время года что и где растёт, и правильно называть.
Ведущий раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Открыв карточку, он показывает её играющим и спрашивает: «Что это?». Получив ответ, он задаё т второй вопрос: «Кому нужна эта карточка?». «Мне, - должен ответить один из играющих, - потому что у меня зима и здесь нарисован белый заяц. Зимой все зайцы белые. Или: «мне нужна эта карточка, у меня лето, и здесь нарисованы яблоки. Они созревают летом» и т. д. правильно ответивший получает карточку и кладёт её возле своей большой карты. Если ребёнок ошибся, карточку кладут под низ стопки.
Выигрывает тот, кто первый подберёт к своей большой карте маленькие.
12.
«Живое число».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 112-113.
Закрепление навыков прямого счёта и обратного счёта в пределе 10. Выработка быстрой реакции на слово. Воспитание взаимоотношений между играющими.
Быстро найти своё место в шеренге «живых чисел».
Дети получают таблички с нарисованными кружочками от 1 до 10. По команде «Числа, встаньте по порядку!» (можно в прямом или обратном порядке) дети должны встать в шеренгу и пересчитаться так, как дал команду воспитатель.
13.
«Подбери нужную карточку».
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».-Минск «Народная асвета»,1976.-с. 112-113.
Закрепление счёта, умение соотносить количество предметов с кружками, находить одинаково расположенные в пространстве разные предметы.
Самостоятельно отыскать нужную карточку. За правильно выполненную задачу и соблюдение правил игры получает фишку.
Каждый ребёнок получает большую карту, в которой несколько клеток (6- 10, а в клетках нарисованы кружки и расположены по – разному. На середине стола маленькие карточки, в которых нарисованы предметы, и расположены они тоже по – разному. Ребёнок должен подобрать соответствующую маленькую карточку и закрыть ею клетку большой карты так, чтобы совпадало количество предметов и кружков и их расположение.
14.
«Знаешь ли ты?».
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное, Москва «Просвещение», 1991, с. 95.
Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.
Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.
Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, гребля и т. д. ; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужны предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, мяч, клюшку и др. Дети называют их.
- А теперь послушайте, правила игры. По сигналу (свистку) вы найдёте и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!
Даёт сигнал. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.
15.
«А если бы…"
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное, Москва «Просвещение», 1991, с. 111-112.
Воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
Получив камешек, можно назвать только один вид транспорта. Повторять названное нельзя.
Воспитатель начинает игру таким вступлением:
- Решили как-то ребята из детского сада отправиться в путешествие по родной стране. Все хотели путешествовать, но ничего у них не получилось, оказалось, что все они хотели путешествовать по – разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чём они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторять нельзя.
Дети сидят в кругу. Воспитатель передаёт одному из играющих камешек. Получивший ему говорит, куда бы он отправился и на чём и передаёт камешек сидящему участнику и т. д.
16.
«Скажи слово с нужным звуком».
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное, Москва «Просвещение», 1991, с. 117.
Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.
Воспитатель говорит:
- Придумайте слово со звуком а (бросает мяч любому из играющих).
Ребё нок отвечает:
- Шапка, - и бросает мяч следующему и т. д.
17.
«Мы друзья – товарищи».
Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» : (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада,-М., «Просвещение», 1982.-с. 66-67.
Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети, воспитывать отзывчивость на состояние окружающих людей словом и делом. Заложить самые первые основы выбора товарища.
Познакомиться с друзьями- товарищами по их портретам.
Воспитатель показывает детям красиво оформленную папку и спрашивает: «Что же может быть в папке?» (вопрос привлекает внимание детей и возбуждает их интерес). После вместе с детьми достаёт из папки портреты мальчиков и девочек. «- Какие хорошие ребята! А как же их зовут? Как мы их назовём (дети называют имена).
«- О ком их них можно сказать, что он веселый, добрый….» и т. д. (педагог как бы даёт образец «видения»). Далее дети играют, доставая из папки портреты и пытаются описать человеческие черты и рассказывают об этом.
18.
«Узнай предмет по звуку».
Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» : (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада,-М., «Просвещение», 1982.-с. 34.
Рассказать детям о роли слуха в жизни человека. Развивать слуховое восприятие, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить соотносить звук с предметами или частью его и узнавать по звуку о состоянии предмета.
Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.
- Вот ширма, за нею спрятались разные предметы – вещи. Их мы и будем узнавать по звукам. Должно быть тихо, чтобы лучше услышать звук и догадаться о предмете. Кто услышит звук, узнаёт, к какому предмету он относится, должен поднять руку. У вас на столе лежат кружочки. Кто узнает предмет, один кружочек положит перед собой. У кого будет больше кружочков, тот станет победителем.