МААМ-картинки

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву «С» (продолжение)

Ольга Ткаченко
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву «С» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву С (продолжение)

146. Игра «С водой и без воды»

147. Игра «С микрофоном»

148. Игра «Санкт – Петербург – культурная столица России»

149. Игра «Светофор»

150. Игра «Семейка»

151. Игра «Скажи иначе»

152. Игра «Скажи наоборот»

153. Игра «Скажи со словом «нет»

154. Игра «Скажи, какие листья распускаются у деревьев»

155. Игра «Сколько звуков?»

Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву „С“ (продолжение)» размещена в разделах

156. Игра «Слушай хлопок»

157. Игра «Собери слово»

158. Игра «Собери Цветок»

146. Игра «С водой и без воды»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Ход игры. Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды - (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода, что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.

147. «Игра с микрофоном»

Цель: Систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать

умение слушать друг друга. Материал: микрофон.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т. д.

148. Игра «Санкт – Петербург – культурная столица России»

Цель: Актуализация словаря по теме «Города России». Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Развивать диалогическую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и рассказать, что на ней изображено.

Детям задаются вопросы. Что вы видите на картине?- (Это Петропавловская крепость.)

Где стоит Петропавловская крепость? – (Петропавловская крепость стоит на Заячьем острове на Неве.)

Что вы знаете о Петропавловской крепости? – (С Петропавловской крепости началось строительство города Санкт – Петербурга. День закладки Петропавловской крепости – день рождение города.)

Кто является основателем города Санкт – Петербурга? – (Основателем города является царь Петр.)

Как сейчас называют Санкт – Петербург? – (Санкт – Петербург – культурная столица России.)

Как называют людей, живущих в городе Санкт – Петербург – (Петербуржцы.)

Как называют женщину, живущую в городе Санкт – Петербурге? – (Петербурженка.)

Как называют мужчину, живущего в городе Санкт – Петербурге? – (Петербуржец.)

Как называют улицы Санкт – Петербурга? – (Петербургские.)

149. Игра «Светофор»

Цель: Дать детям представление о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).

Материал: Цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый, макет светофора.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям кружки красного, желтого, зеленого цветов, макет светофора. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

150. Игра «Семейка»

Цель: Развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова - родственники к заданному слову.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой подгруппой детей). Далее воспитатель предлагает детям придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.

Например: Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

ВАРИАНТ 2 КОСМОС

Цель: Развивать грамматический строй речи (упражнять в образовании родственных

слов к слову «космос», обогащать словарь детей.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подобрать слова-родственники к словам:

Космос — космонавт, космический, космодром, космонавтика.

Планета — инопланетянин, планетарий, межпланетный и т. д.

ВАРИАНТ 3 РЫБЫ, СКАЗКА

Цель: Обогащение речи детей однокоренными словами. Совершенствовать навыки словообразования.

Ход игры.

Педагог предлагает образовать слова одной семейки со словом «Рыбка».

Как назвать очень большую рыбу? – «Рыбища».

Как называют пирог с рыбой? – «Рыбник».

Как называют процесс ловли рыбы? – «Рыбалка».

Как называют человека, который ловит рыбу? – «Рыболов».

А как по- другому? – «Рыбак».

Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? – «Рыбачка».

Что делал старик на море? – «Рыбачил».

Как называют суп из рыбы? – «Рыбный».

В конце игры повторяем все слова из одной семейки - «Рыбка», Рыбища, «Рыбник»,

«Рыбалка», «Рыболов», «Рыбак», «Рыбачка», «Рыбачил», «Рыбный».

151. Игра «Скажи иначе»

Цель: Учить детей подбирать слова синонимы.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

Например:

Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Красивая — замечательная, прекрасная, милая.

152. Игра «Скажи наоборот»

Цель: Обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.

Эта ложка чистая, а эта —. (грязная).

Вот тарелка глубокая, а вот—. (мелкая).

Эта чашка большая, а эта —. (маленькая).

Вот стакан широкий, а вот —. (узкий).

Этот нож старый, а этот —. (новый).

Эта кружка белая, а эта —. (чёрная).

Вот сковорода тяжёлая, а вот —. (лёгкая).

Бокал хрупкий, а сковорода —. (прочная).

ВАРИАНТ 2

Например: Далёкий — близкий.

Тесный —. Большой —. Улетать —. Высокий —. Взлетать —. Известный —. Включать —. Тёмный —. Подниматься —. Яркий —.

ВАРИАНТ 3 СКАЗКИ

Цель: Пополнять словарь детей прилагательными с противоположным значением.

Ход игры.

Педагог предлагает вспомнить сказку А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Старик добрый, а старуха…злая.

Старуха строптивая, а старик…покорный.

Сначала море спокойное, а потом…бурное.

Землянка была старая, а терем…новый.

Одежда у старика была бедной, а у боярыни…богатой.

Землянка была низкой, а терем…высокий.

ВАРИАНТ 4 СЕМЬЯ, ДРУЖБА, ШКОЛА, ЗОЖ

Цель: Обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами - наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша —. (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя —. (ленивая).

Женя толстый, а Лена —. (худая).

Витя сильный, а Рома —. (слабый).

Коля храбрый, а Костя —. (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег —. (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры —. (старый).

ВАРИАНТ 5 ИГРУШКИ

Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает на вопрос, называя прилагательное с противоположным значением.

Плюшевый зайка мягкий, а кубик твердый.

Грузовик тяжелый, а воздушный шар. Самолет большой, а кубик. Автобус новый, а кукла.

153. Игра «Скажи со словом "нет"»

Цель: Учить образовывать существительные в родительном падеже со словом "нет".

Ход игры.

Например: Телевизор — нет телевизора.

Магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера,

обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи,

электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.

154. Игра «Скажи, какие листья распускаются у деревьев»

Цель: Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.

Ход игры.

У берёзы листья … берёзовые.

У клёна листья … кленовые.

У дуба листья … дубовые.

У тополя листья … тополиные.

У осины листья … осиновые.

У липы листья … липовые.

У рябины листья … рябиновые.

155. Игра «Сколько звуков?»

Цель: Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и

синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове.

Затем задаё т вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки.

Назвать звук перед или после заданного.

Назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

156. Игра «Слушай хлопок»

Цель: Развивать активное внимание.

Ход игры

Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны, на два хлопка

– позу «Лягушки» (присесть на корточки, на три хлопка возобновить ходьбу.

157. Игра «Собери слово»

Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно - пространственные представления.

Ход игры. НАСЕКОМЫЕ

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на ориентировку.

Например: Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).

Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего, ребёнок выполняет полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Например:

1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР

5, 6, 4, 8 — МУХА

3, 7, 8 — ОСА

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.

К Р О X М У С А

1 2 3 4 5 6 7 8

ВАРИАНТ 2 КОСМОС Например:

6,3, 1, 2 —МАРС

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

7,1, 3, 4 —УРАН

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.

Р С А Н Т М У

1 2 3 4 5 6 7

157. Игра «Составь слово»

Цель: Совершенствование навыка составления слов.

Ход игры.

Педагог приглашает детей к магнитной доске на которой в произвольном порядке закреплены слоги: мы, ло, мо, чал, ка, во, да, по, ло, тен, це, гре, бе, шок.

Необходимо составить из слогов названия предметов, упоминающихся в сказке «Мойдодыр». Дети составляют слова.

Мыло, мочалка, вода, полотенце, гребешок.

158. Игра «Собери Цветок»

Цель: Развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Материал: Карточки предметов относящихся к одному понятию – одежда, животные, насекомые и т. д.

Ход игры. Каждому ребенку выдается круглая карточка – середина будущего цветка – одному платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д. Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию – одежда, насекомые и т. д.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции. Материалы: мяч. Ход.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву «С» (продолжение)
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 06:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву «С» (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткаченко (УИ 290908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД