Ольга Ткаченко
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву «С» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву С (продолжение)
146. Игра «С водой и без воды»
147. Игра «С микрофоном»
148. Игра «Санкт – Петербург – культурная столица России»
149. Игра «Светофор»
150. Игра «Семейка»
151. Игра «Скажи иначе»
152. Игра «Скажи наоборот»
153. Игра «Скажи со словом «нет»
154. Игра «Скажи, какие листья распускаются у деревьев»
155. Игра «Сколько звуков?»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву „С“ (продолжение)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
156. Игра «Слушай хлопок»
157. Игра «Собери слово»
158. Игра «Собери Цветок»
146. Игра «С водой и без воды»
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Ход игры. Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды - (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода, что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.
147. «Игра с микрофоном»
Цель: Систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать
умение слушать друг друга. Материал: микрофон.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т. д.
148. Игра «Санкт – Петербург – культурная столица России»
Цель: Актуализация словаря по теме «Города России». Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Развивать диалогическую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и рассказать, что на ней изображено.
Детям задаются вопросы. Что вы видите на картине?- (Это Петропавловская крепость.)
Где стоит Петропавловская крепость? – (Петропавловская крепость стоит на Заячьем острове на Неве.)
Что вы знаете о Петропавловской крепости? – (С Петропавловской крепости началось строительство города Санкт – Петербурга. День закладки Петропавловской крепости – день рождение города.)
Кто является основателем города Санкт – Петербурга? – (Основателем города является царь Петр.)
Как сейчас называют Санкт – Петербург? – (Санкт – Петербург – культурная столица России.)
Как называют людей, живущих в городе Санкт – Петербург – (Петербуржцы.)
Как называют женщину, живущую в городе Санкт – Петербурге? – (Петербурженка.)
Как называют мужчину, живущего в городе Санкт – Петербурге? – (Петербуржец.)
Как называют улицы Санкт – Петербурга? – (Петербургские.)
149. Игра «Светофор»
Цель: Дать детям представление о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материал: Цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый, макет светофора.
Ход игры.
Воспитатель раздает детям кружки красного, желтого, зеленого цветов, макет светофора. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
150. Игра «Семейка»
Цель: Развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова - родственники к заданному слову.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой подгруппой детей). Далее воспитатель предлагает детям придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.
Например: Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.
ВАРИАНТ 2 КОСМОС
Цель: Развивать грамматический строй речи (упражнять в образовании родственных
слов к слову «космос», обогащать словарь детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подобрать слова-родственники к словам:
Космос — космонавт, космический, космодром, космонавтика.
Планета — инопланетянин, планетарий, межпланетный и т. д.
ВАРИАНТ 3 РЫБЫ, СКАЗКА
Цель: Обогащение речи детей однокоренными словами. Совершенствовать навыки словообразования.
Ход игры.
Педагог предлагает образовать слова одной семейки со словом «Рыбка».
Как назвать очень большую рыбу? – «Рыбища».
Как называют пирог с рыбой? – «Рыбник».
Как называют процесс ловли рыбы? – «Рыбалка».
Как называют человека, который ловит рыбу? – «Рыболов».
А как по- другому? – «Рыбак».
Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? – «Рыбачка».
Что делал старик на море? – «Рыбачил».
Как называют суп из рыбы? – «Рыбный».
В конце игры повторяем все слова из одной семейки - «Рыбка», Рыбища, «Рыбник»,
«Рыбалка», «Рыболов», «Рыбак», «Рыбачка», «Рыбачил», «Рыбный».
151. Игра «Скажи иначе»
Цель: Учить детей подбирать слова синонимы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
Например:
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная, милая.
152. Игра «Скажи наоборот»
Цель: Обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.
Эта ложка чистая, а эта —. (грязная).
Вот тарелка глубокая, а вот—. (мелкая).
Эта чашка большая, а эта —. (маленькая).
Вот стакан широкий, а вот —. (узкий).
Этот нож старый, а этот —. (новый).
Эта кружка белая, а эта —. (чёрная).
Вот сковорода тяжёлая, а вот —. (лёгкая).
Бокал хрупкий, а сковорода —. (прочная).
ВАРИАНТ 2
Например: Далёкий — близкий.
Тесный —. Большой —. Улетать —. Высокий —. Взлетать —. Известный —. Включать —. Тёмный —. Подниматься —. Яркий —.
ВАРИАНТ 3 СКАЗКИ
Цель: Пополнять словарь детей прилагательными с противоположным значением.
Ход игры.
Педагог предлагает вспомнить сказку А. С. Пушкина «Золотая рыбка».
Старик добрый, а старуха…злая.
Старуха строптивая, а старик…покорный.
Сначала море спокойное, а потом…бурное.
Землянка была старая, а терем…новый.
Одежда у старика была бедной, а у боярыни…богатой.
Землянка была низкой, а терем…высокий.
ВАРИАНТ 4 СЕМЬЯ, ДРУЖБА, ШКОЛА, ЗОЖ
Цель: Обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами - наоборот.
Маша опрятная девочка, а Саша —. (неряшливый).
Лида старательная ученица, а Катя —. (ленивая).
Женя толстый, а Лена —. (худая).
Витя сильный, а Рома —. (слабый).
Коля храбрый, а Костя —. (трусливый).
Даша учится хорошо, а Олег —. (плохо).
У Олеси портфель новый, а у Иры —. (старый).
ВАРИАНТ 5 ИГРУШКИ
Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает на вопрос, называя прилагательное с противоположным значением.
Плюшевый зайка мягкий, а кубик твердый.
Грузовик тяжелый, а воздушный шар. Самолет большой, а кубик. Автобус новый, а кукла.
153. Игра «Скажи со словом "нет"»
Цель: Учить образовывать существительные в родительном падеже со словом "нет".
Ход игры.
Например: Телевизор — нет телевизора.
Магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера,
обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи,
электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.
154. Игра «Скажи, какие листья распускаются у деревьев»
Цель: Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.
Ход игры.
У берёзы листья … берёзовые.
У клёна листья … кленовые.
У дуба листья … дубовые.
У тополя листья … тополиные.
У осины листья … осиновые.
У липы листья … липовые.
У рябины листья … рябиновые.
155. Игра «Сколько звуков?»
Цель: Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и
синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове.
Затем задаё т вопросы:
Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки.
Назвать звук перед или после заданного.
Назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
156. Игра «Слушай хлопок»
Цель: Развивать активное внимание.
Ход игры
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны, на два хлопка
– позу «Лягушки» (присесть на корточки, на три хлопка возобновить ходьбу.
157. Игра «Собери слово»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно - пространственные представления.
Ход игры. НАСЕКОМЫЕ
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на ориентировку.
Например: Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего, ребёнок выполняет полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).
Например:
1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР
5, 6, 4, 8 — МУХА
3, 7, 8 — ОСА
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
К Р О X М У С А
1 2 3 4 5 6 7 8
ВАРИАНТ 2 КОСМОС Например:
6,3, 1, 2 —МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7,1, 3, 4 —УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р С А Н Т М У
1 2 3 4 5 6 7
157. Игра «Составь слово»
Цель: Совершенствование навыка составления слов.
Ход игры.
Педагог приглашает детей к магнитной доске на которой в произвольном порядке закреплены слоги: мы, ло, мо, чал, ка, во, да, по, ло, тен, це, гре, бе, шок.
Необходимо составить из слогов названия предметов, упоминающихся в сказке «Мойдодыр». Дети составляют слова.
Мыло, мочалка, вода, полотенце, гребешок.
158. Игра «Собери Цветок»
Цель: Развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Материал: Карточки предметов относящихся к одному понятию – одежда, животные, насекомые и т. д.
Ход игры. Каждому ребенку выдается круглая карточка – середина будущего цветка – одному платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д. Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию – одежда, насекомые и т. д.