Бубнова Елена
Картотека дидактических игр по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
2. «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч педагог; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
3. «Один — много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры. Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.
4. «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.) и тд.
5. «Чья голова?»
Целью игры является расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
В ходе игры я, бросая мяч кому-либо из детей, говорила: «У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «. воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная. у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.
Дидактические игры для детей старшего возраста:
1. Кто где живёт?
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке?- Собака.
Кто живёт в улье? - Пчёлы
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.
2. «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
3. «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
педагог: - Дети:
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый - тупой
Гладкий – шероховатый.
4. «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог : -Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
5. «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
ршего дошкольного возраста).
ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».
ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.
- тюльпан, лилия, фиалка, фасоль.
- река, озеро, море, мост, пруд.
- кукла, песок, мяч, юла.
- стол, шкаф, ковёр, кровать, стул.
- картошка, лук, яблоко, помидор.
- лимон, огурец, банан, персик.
- малина, клубника, ананас, черника.
- чашка, блюдце, кастрюля, чайник.
- поварёшка, тарелка, супница, сахарница.
- пароход, лодка, самолёт, парусник.
- автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
- самолёт, вертолёт, велосипед.
- морковь, слива, капуста, горох.
- куртка, резиновые сапоги, перчатки, панама.
- кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
- ворона, утка, голубь, воробей.
- кедр, липа, сосна, ель.
- санки, лыжи, скакалка, коньки.
- лиса, волк, медведь, жираф.
- шуба, шапка, купальник, шарф.
- ручка, резинка, мяч, пенал.
- портфель, тетрадь, учебник, яблоко.
18. ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО».
ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,
внимание, обобщение, формировать
умение анализировать и сравнивать
различные предметы.
• Витя шёл впереди Коли. (кто позади)
• Кошка больше собаки. (кто меньше)
• Вова бросил мяч Ване. (кто поймал мяч)
• Собака укусила корову. (кто кусался)
• Петю ударил Ваню. (кто драчун)
• Мышка меньше кошки. (кто больше)
• Дерево выше куста. (что ниже)
• Река шире ручья. (что уже)
• Охотник шёл за собакой. (кто шёл впереди)
• Внука провожал дедушка. (кто уезжал)
• Вова сильнее брата. (кто слабее)
• Машина едет быстро, а
самолёт летит быстрее. (кто едет медленнее)
• Весной погода тёплая, а
летом ещё теплее. (когда прохладнее)
19. ИГРА «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: учить образовывать грамматические
формы слов именительного падежа
множественного числа.
Рука – руки. перчатка -…
Окно -… носок -…
Колесо - … курица -…
Гнездо -… индюк -…
Ведро -… цыплёнок -…
Озеро -… гусь -…
Дерево -… утка -…
Перо -… воробей -…
Лист -… снегирь -…
Стул -… ворона -…
Крыло -… самолёт -…
Огурец -… машина -…
Помидор -… стакан -…
Яблоко -… ручка -…
Груша -… книга -…
Слива -… карандаш -…
Персик -… буква -…
Банан -… сумка -…