Гульнара Мамаева
Картотека бесед «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №41 «Росинка»
Картотека бесед:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего дошкольного возраста».
С детьми дошкольного возраста очень важно грамотно использовать форму и метод общения. Одной из целесообразной и актуальной формой является ситуация общения. Метод беседы обеспечивает умственное и речевое развитие ребёнка, начиная с раннего дошкольного возраста. Ребёнок приучается к самостоятельному мышлению. Но в этом есть большая сложность беседы - как для педагога, так и для ребёнка. Ведь научить мыслить ребёнка дошкольного возраста самостоятельно намного труднее, чем продемонстрировать и изложить ребёнку готовые знания. По этой причине многие педагоги предпочитают рассказывать или читать детям, а не проводить беседы. А ведь в процессе беседы у ребёнка развиваются умения: вспоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.
Публикация «Картотека бесед „Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Следовательно, беседы являются ценным методом, с помощью которого развиваются не только активность, но и способность к сдержанности. Сообщение и уточнение информации развивают и активизируют мыслительную и речевую деятельность ребёнка.
Беседа - организованный диалог педагога с детьми, посвященный одной какой-либо теме или вопросу.
В беседе педагог:
1) формирует, знания и представления детей о природе, о жизни людей, которые они приобрели, под руководством взрослых дома (с родителями) или в детском саду (с воспитателями, через наблюдения или опыт;
2) развивает у ребёнка способность мыслить целеустремлённо, соблюдая последовательность по определённой теме;
3) развивает умение излагать свои мысли в чёткой и доступной форме;
4) воспитывает у детей умение слушать и удерживать устойчивое внимание, отвечать на вопросы, говорить громко и чётко.
Воспитатель средствами бесед формирует у детей предпосылки, которые необходимы для того, чтобы успешно обучатся в школе, что то является очень важным принципом реализации ФГОС ДО
Игры – занятия
по формированию основ безопасности жизнедеятельности в первой группе раннего возраста (1 – 2 года)
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Цель – формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и. т. д.).
Игровое занятие №1
«Одну простую сказку хотим мы показать»
Цель: Дать детям знания о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере потешки «Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом.»
Задачи:
- Формировать умение слушать и смотреть показ потешки.
- Помочь понять содержание потешки.
- Учить отвечать на поставленный вопрос.
- Активизировать словарный запас словами: пожар, огонь.
- Формировать элементарные правила поведения с опасными предметами, объяснять, какой вред они могут причинить.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать чувство осторожности, умение сочувствовать сопереживать попавшим в беду.
Материал: Фланелеграф, картинки с героями потешки (дом, кошка, курочка, собачка, лошадка, зайчик). Для рисования: листы бумаги белого цвета Ф А4, картинки с изображением огня, тарелки с пальчиковой краской красного цвета, салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! Пухленькие щечки?
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу рассказать вам, одну простую скаку. Хотите послушать. Тогда садитесь на стульчики и слушайте.
Жила – была кошка Мурка. Вот она. (картинка кошки прикрепляется на фланелеграф)
- Какая кошка? (пушистая, мягкая)
-Какого цвета шерстка у кошки?
- Как кошка песенку поет? (мяу-мяу, а если ее погладить будет мурлыкать.
- Где у кошки глазки? Покажите и свои глазки.
- Где у кошки носик? А у вас, где носик?
- Где у кошки ушки? Покажите кошке свои ушки.
- Где у кошки хвостик? А у вас есть хвостик?
И был у кошки домик. Вот он. (картинка дома прикрепляется на фланелеграф)
- Какой домик большой или маленький?
Пригласила Мурка к себе гостей.
Курочку, вот она. (картинка курочки прикрепляется на фланелеграф)
- Какая курочка? (рябенькая)
- Как говорит курочка?
Лошадку, вот она. (картинка лошадки прикрепляется на фланелеграф)
- Какая лошадка? (большая)
- Как говорит лошадка?
Собачку, вот она. (картинка собачкиприкрепляется на фланелеграф)
- Какая собачка? (добрая, лохматая)
- Как собачка говорит?
Зайчика, вот он. (картинка зайчика прикрепляется на фланелеграф)
- Какой зайчик? (серенький, пушистый)
- Где живет зайчик? (в лесу)
Стали Мурка, курочка, лошадка, собачка и зайчик, играть. Играли и нашли спички. Решили со спичками поиграть. Вот стали они спички зажигать, одна зажженная спички упала, (картинка горящей спички, прикрепляется на фланелеграф, и кошкин дом загорелся, начался пожар. (картинка горящего дома прикрепляется на фланелеграф)
Показ на фланелеграфе. (замена картинок на горящий дом, на курочку с ведром, собачку с помелом и т. д.)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
Воспитатель: Ребята, что случилось с кошкиным домом? Случилась беда, надо пожалеть Мурку. Почему случился пожар? Кто помогал кошке тушить пожар? Чем тушили пожар? (ответы детей)
Скажите, ребята, а маленьким деткам можно брать спички, да ещё и зажигать их без присмотра взрослых? Детям спички брать нельзя! Может возникнуть пожар! Можно обжечься!
Физкультминутка.
Спички опасны, (Дети грозят пальчиком.)
Их только тронь -
Сразу появиться (Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками)
Яркий огонь!
Сначала маленький, (Руки перед собой.)
А потом большой, большой! (Руки вверх, шевелят пальчиками.)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам нарисовать огонь, и подарить его героям нашей сказки, чтобы он напоминал им о том, что нельзя играть со спичками и огнём.
Рисование нетрадиционным способом (ладошкой).
Итог занятия: Молодцы, ребята! Очень полезные рисунки у вас получились. Что мы с вами рисовали? (ответы детей). Можно играть со спичками? (ответы детей). Теперь герои нашей сказки тоже будут помнить, что с огнем играть нельзя. Давайте попрощаемся с Муркой, скажем ей досвидания, не играй с огнем!
Игровое занятие №2
«Правила поведения на прогулке»
Цель: закрепление знаний, правил поведения на участке.
Задачи:
- воспитывать культуру поведения на участке;
- формировать умения правильно себя вести на улице;
- формировать представления о границах своего участка.
Ход:
В: Ребята, посмотрите к нам в гости пришла кукла Маша. Ой, ребята, посмотрите на Машину руку. Что случилось с Машей? (Ответы детей.)
В: Маша, расскажи, что с тобой случилось?
К: Ребята, я каталась на горке вниз головой и поранила себе руку.
В: Машенька, ты, наверное, не знаешь правила поведения на улице. Ты не правильно скатилась с горки!
В: Ребята, а как же нужно скатываться с горки? (Ответы детей.)
В: Маша, не расстраивайся все плохое позади, а сейчас мы немного отдохнем. Физминутка: Мы хлопаем руками
Мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Потом бежим гурьбой.
В: Давайте, ребята, покажем Маше нашу площадку. Посмотри, Маша, а здесь у нас с ребятами растут цветы, трава и по ним ходить нельзя, чтобы не погубить наши цветы. Ребята, давайте подойдем поближе и почувствуем запах наших цветов. Вдох-выдох: вдох-выдох.
В: А еще, Маша, посмотри на наших ребят, все они в панамках и в кепках. А для чего нам нужны головные уборы? (Ответы детей.)
В: Правильно, ребята, летом солнышко сильно припекает и может случиться солнечный удар. А вот, Маша, без панамки. Мы тебе сейчас ее и подарим.
К: Ребята, спасибо. Теперь я буду знать, что на солнышке нельзя играть без головного убора.
В: Ребята, летом еще и дождик бывает. Давайте поиграем в игру (воспитатель объясняет правила игры) "Солнышко и дождик". Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Ой, ребята, дождик.
Скорей бегите на веранду.
В: Сколько нового и интересного мы рассказали Маше. Маша, если ты будешь соблюдать все правила, которые мы тебе рассказали, с тобой ничего не случится плохого.
К: Ребята, до свидания, мне пора идти. Как мне понравилось с вами гулять на вашей площадке. И я обещаю соблюдать все правила поведения на прогулке.
К: До свидания.
Д: До свидания.
Игровое занятие №3
«Правила дорожного движения. Зайчик в гостях у малышей».
Цель:
- закрепить у детей элементарные представления о машинах, о дороге и правилах поведения на улице и в транспорте.
Программные задачи:
- закрепить у детей представление, что такое проезжая часть, тротуар.
- закрепить знания о различных видах наземного транспорта
- закрепить знания о поведении ребенка на улице
- развивать речь, память, мышление
- учить детей отвечать на вопросы
Предварительная работа:
Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Правила дорожного движения. Люди на дороге», «Виды транспорта», чтение стихов «Машина» Я. Пишумов, «Самокат» Н. Кончаловский, «Автобус», «Трамвай», чтение отрывка из стих. К. Чуковского «Айболит», проведение прогулок – экскурсий, с целью создания у детей представлений о машинах, о дороге и правилах поведения на улице.
Оборудование: машины (игровые и нарисованные - самосвал, легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, игрушка заяц, книга К. Чуковского «Айболит»
Персонажи: заяц
Ход игры – занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе машин. Какие они красивые, блестящие. Детки, машины у нас разные – большие и маленькие. Одни машины возят грузы, другие – перевозят людей. Назовите машину, которая перевозят груз.
Дети называют. Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает им. (самосвал)
Воспитатель: А какой бывает груз? Что это может быть?
Дети отвечают с помощью воспитателя (песок, камни, ветки и т. д.)
Воспитатель: Правильно ребята. А мы с вами знаем стихотворение про машину. Давайте расскажем (чтение стихотворения «Машина» Я. Пишумов)
Молодцы ребята. А какие машины перевозят людей? Назовите их.
Дети: Автобусы, трамваи, Воспитатель: А стихи про эти машины мы знаем? Давайте расскажем (чтение стихотворения «Автобус», «Трамвай»)
«Автобус – словно жук большой,
С утра мотор заводит свой.
И нас везёт по мостовой
Он на работу и домой». (Автобус)
«Идет по рельсам он всегда
И держится за провода.
И каждый раз звонок дает,
Что отправляется вперед». (Трамвай)
Воспитатель: Молодцы детки. А где ездят эти машины?
Дети: По дороге.
Воспитатель: Правильно, машины ездят по проезжей части, по дороге. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы ходим с вами по тротуару. (Рассказ идет в сопровождении рассматривания картины на тему «Люди на дороге»). Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что машины ездят по проезжей части, по дороге, а люди ходят по тротуару. А вот один зайчик не знал этого и попал в беду. Давайте позовем его, и он нам все расскажет.
Дети зовут зайчика.
Приходит зайчик.
Зайчик: Здравствуйте ребята! Я – зайчик-побегайчик.
Дети здороваются.
Зайчик: Детки, а я – не простой зайчик, я пришёл к вам из сказки. Я вам сейчас расскажу, что со мной приключилось, а случилась со мною беда. Ай-ай.
Воспитатель: Зайка, что с тобой? Почему ты плачешь, на одной лапке скачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать?
Бежал я в садик к детворе,
Чтобы сказать всем «Здравствуйте».
Из леса выбегал, не видя,
Что едет на меня машина.
Воспитатель: Зайчик, как же так? Разве ты не знал, что бегать по дороге нельзя?
Зайчик: Нет, не знал. Я все время так бегаю.
Воспитатель: Ай-ай-ай, Зайчик. Все знают, что играть и бегать по дороге нельзя. Можешь у деток спросить. Детки скажите можно бегать по дороге и играть? Почему нельзя?
Дети отвечают.
Воспитатель: Зайчик, а ведь ты уже попадал в беду. Расскажи-ка деткам, что с тобой приключилось в прошлый раз.
Зайчик: Детки, вы помните доброго доктора Айболита? Это он мне ножки пришивал. Вот послушайте, как все было (чтение отрывка из стих. К. Чуковского «Айболит»).
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!»
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит:
«Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!» Воспитатель: Хорошо, Зайчик, что в прошлый раз рядом был добрый доктор. А если бы он не смог приехать? Зайчик, пообещай ребяткам, вести себя на улице осторожно и на дороге больше не играть и не бегать.
Зайчик: Обещаю.
Воспитатель: Хорошо зайчик. А теперь тебе пора в лес. Беги, но смотри осторожным будь на улице. До свиданья зайчик. Дети прощаются.
Игровое занятие №4
«Как мальчик перестал кусаться»
Цель: Расширение представления о зубках, развитие у детей умения управлять своими эмоциями, снятие агрессии, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитатель: Дети, сегодня я расскажу Вам стихотворение про мальчика, который кусался. А Вы меня внимательно послушайте.
Чтение стихотворения "Для чего нам зубки?"
Жил на свете мальчик Влад
И кусал он всех подряд.
Чтоб машинку попросить, Владик мог всех укусить.
Перестали с Владиком играть все в детском садике. И задумался тут Влад, Что я делаю не так?
Чтоб с ребятами играть, я не должен их кусать.
Ведь кусаются зверята, а никак уж не ребята.
Им приходится кусаться для того, чтоб защищаться.
Мне же ни к чему кусаться, я умею
объясняться.
Если вдруг я захочу книжку или мячик, то попрошу словами, не укушу зубами. Тут стали снова с Владиком играть все в детском садике.
А вы, ребята, должны знать, нужны нам зубки чтоб жевать морковку и капусту, чтоб было очень вкусно! (автор Елена Бесценова)
Обсуждение:
Почему ребята перестали играть с Владиком?
Как Вы думаете, хорошо Владик поступал?
Для чего зубки нужны людям? А зверятам зачем зубки?
Какой вывод Вы для себя сделали?
В заключении упражнение "Поделись своей добротой"
Воспитатель предлагает детям сказать приятные, теплые слова друг другу, а также можно нарисовать ладошки и подарить их друг другу.