МААМ-картинки

Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (вторая часть)

Лариса Казакова
Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (вторая часть)
▼ Скачать + Заказать документы

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :

1. У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту возрождения.

2. Обогатились знания детей об игрушке как образе материнства, семьи.

3. У детей сформировалась способность воплощения собственного замысла в поделках.

Публикация «Педагогический проект „Я матрешку люблю, ее маме подарю“, Старший дошкольный возраст (вторая часть)» размещена в разделах

4. Дети с интересом принимали участие в образовательном проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми.

.

Литература

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (Текст)/ Е. А. Алябьева. -М. : "Сфера", 2005

2. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Опыт работы, проекты - В. : учитель, 2012

3. Берестов, В. Д. Матрешкины потешки // Берестов, В. Д. Читалочка : стихи. - М. : Малыш, 1988. - С. 8.

4. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

5. Цветкова, Т. Веселый хоровод : развлечение для старших дошкольников //

Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5

6. А. П. Усова. Русское народное творчество в детском саду. М., 1972

7. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.

8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. : Мозаика-синтез, 2008 -112с.

9. Аксюченко, В. Н. Праздник русской матрешки //Начальная школа. - 2002. №9

10. Из истории матрешки // Семья. - 2001. - № 14.

11. «Русская матрешка». М. Мозаика 1995.

12. «Народное искусство: художественные промыслы», СССР. М. Планета 1987.

Приложение №1

Теоретическое обоснование.

Большое значение на развитие личности старшего дошкольника играют так называемые продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. д.) По мнению Д. Б. Эльконина, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализует в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий. По своей психологической структуре эти виды деятельности сходны с серьёзными продуктивными деятельностями. Некоторые психологи их называют творческими. Цель и задачи воспитателя заключаются в том, чтобы через эстетическое образное воспитание действительности вызвать у ребёнка потребность в воссоздании этого мира. Важно развивать активность восприятия ребёнка через воспроизведения искусства и непосредственно творческую деятельность, выстраивая эмоционально- образный строй, создавая настроение, душевный подъём.

Теоретические основы

Мир игрушки удивительно многообразный, здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рождённое живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них своё мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя- природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство их делает общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Степень новизны и технологии.

Я знакомила детей с новыми понятиями, названиями матрёшек, элементарными узорами, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививала речевые умения и художественные навыки, способствующие гармоничному развитию личности. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству, является средством формирования у них развития духовности, именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Новизна данной работы заключается в комбинации элементов известных методик, именно в искусстве дошкольник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Рождение разработки проекта.

Собирая вокруг себя детей, я задала им вопрос: "Любите ли вы играть? Какие у вас любимые игрушки" Выслушав ответы детей предложила перенестись на много лет назад и представить, во что играли дети на Руси, когда ещё не было специальных фабрик по изготовлению игрушек и магазинов. Затем рассказала им о том, что в деревнях и посадах городов всякие игрушки и забавы для детей делали родители и народные мастера.

Предложила детям отправиться в "Страну Творчества", познакомиться с одной из любимых русских игрушек и попробовать смастерить ее самостоятельно. Сначала я попросила догадаться, что же за игрушку они будут делать в своей мастерской. Для этого предложила отгадать загадку:

Красный шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может пять, а может, шесть.

Разрумянились немножко

Это- русская. (Матрёшка)

Затем достала и показала Матрёшку, обращая внимание на то, что эта кукла с секретом. А что за секрет, предложила узнать из сказки.

Сказка "Пришла Матрёшка в гости"

Пришла Матрёшка в гости к кукле Маше и та ей предложила попить чаю. Пошла Маша за чашкой, приходит, а за с толом ещё одна Матрёшка. Сколько их стало (ответы детей) Пошла Маша вновь за чашкой, приходит, а за столом ещё одна Матрёшка. Сколько их стало? (ответы детей) И т. д. Сколько Матрёшек за столом? Которая по счёту самая большая? Которая по счёту самая маленькая? Откуда появились остальные матрёшки (Прятались друг в дружке)

Предлагаю рассмотреть Матрёшку и поиграть с ней.

Игры "Сложи на скорость", "Построй по росту" : две команды одновременно складывают два комплекта Матрёшек или строят ряд по возрастанию либо по убыванию.

Игра на внимание и зрительную память "Какая кукла пропала?" : предлагаю детям посмотреть на несколько Матрёшек, выстроенных в ряд, затем отвернуться (в это время убираю одну игрушку, а повернувшись, дети должны были ответить, какая из Матрёшек пропала.

Далее обращаю внимание детей на то, какая нарядная и красивая эта деревянная кукла. Спрашиваю, хотят ли они узнать, откуда в России появилась Матрёшка? Как и из чего её делают и раскрашивают?

А знаете ли вы?

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из японии привезли игрушку- большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платок, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем- Матрёной. А как будет ласковое имя Матрёны? - Матрёшечка. Так и появилась эта игрушка, выточенная токарем Василием Звёздочкиным и раскрашенная художником Сергеем Малютиным. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку Матрёну в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д., а последняя, восьмая изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

Какая она, Матрёшка?

Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Они носили очень длинные кофты - рубахи под горло и с длинными рукавами. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами.

Как появилась Матрёшка? Рождение матрёшки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые или берёзовые чурки мастер обтачивает снаружи и изнутри. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное - белая деревяшка превращается в красавицу матрёшку. Её раскрашивают разноцветными красками. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.

Наиболее известны три вида Матрёшек : Загорская Матрёшка, Семёновская и Полхов-Майданская Матрёшки. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Все эти матрёшки имеют свои особенности.

Рекомендации по технологии из личного опыта.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книжку, красивую русскую матрёшку, репродукции картин великих мастеров. К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом- гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства. Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности.

Начиная работу по теме, мною были определены содержание деятельности, методы и приёмы работы.

Содержание работы:

1. Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного)

2. Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.

3. Знакомство с дидактическими играми (в них заключается огромный потенциал для умственного развития ребёнка)

4. Расширять кругозор детей в области применения различных художественных техник (матрёшка пальчиками, из крупы, из компакт дисков, из журналов)

5. Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.

Приё мы работы:

1 Чтение художественной литературы.

2 Применение игрушек и изделий народных промыслов.

3. Рассказ о народных обычаях и традициях.

4. Рассматривание иллюстраций о русском быте.

5. Беседы, вопросы, разъяснения.

Постоянно пополняю развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготавливаю пособия к занятиям, атрибуты к играм.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашаем детей из других групп и сотрудников детского сада.

Важное значение в работе придаю обучению детей народным, хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя ещё достичь главной цели- чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

Разработка плана действий.

Познакомив детей с видами русских матрёшек, необходимо подвести детей к пониманию того, что у каждой матрёшки есть свой автор, и какой она будет, зависит от его мастерства, настроения. После чего предложить сделать свою авторскую матрёшку в нетрадиционных изобразительных техниках. По желанию дети делятся на подгруппы, выбирают понравившуюся технику выполнения, подбирают материалы и приступают к изготовлению матрёшек. 1. Матрёшка пальчиками (по замыслу ребёнка) Материалы: готовые конусы из плотной бумаги, гуашь, влажные салфетки, фломастеры. Подготовленные заранее конусные формы дети расписывают в технике пальчиковой живописи, дополняя их затем узорами с помощью фломастеров.

2. Матрёшка из крупы (по замыслу ребёнка) Материалы: Картонный шаблон матрёшки, пластилин, крупа, сухие семена. На картонный плоскостной шаблон матрёшки дети с начало наносят пластилиновый слой выбранного ими цвета, разграничивая область лица, платка и т. д. Затем украшают всевозможными узорами из различных круп и семян (горох, греча, подсолнечник и т. д., вдавливая их в пластилиновую основу, формируя расписной образ матрёшки

.3. Матрёшка из компакт дисков (по замыслу ребёнка) Материал: картонный шаблон матрёшки, компакт диск, клей, цветная бумага. В центре закрепляется СД-диск, который, как бы, является основой фартука. Затем в технике "рваной" аппликации дети исходя из своих творческих фантазий украшает матрёшку по собственному замысл "Рваная" аппликация выполняется как обычно. Цветная бумага обрывается пальчиками и кончики обрывка клеятся на шаблон.

4. Матрёшка из журнала (по образцу)

Материал: журнальная бумага, клей, фломастеры, ножницы. С начало необходимо сформировать туловище куклы. Для этого из 3-4 прямоугольников, вырезанных из страниц любого журнала с ярким рисунком, нужно сделать "гармошку" шириной планки сгиба 1-1,5 см. Затем эти части следует склеить между собой, намазав клеем первую и последнюю планки. Получившемуся цилиндру придать форму конуса, слегка разводя складки внизу и скрепляя их сверху в основании, где в последующем будет голова матрёшки. Голова делается из 2-х белых кругов, между которыми клеем закрепляется разноцветный кокошник-"гармошка". Лицо рисуется фломастером. Руки, как и голова, вырезаются из белого картона, облачаются в "гармошечные" рукава и прикрепляются к туловищу. Авторская кукла готова. Более трудоёмкие в выполнении и затратные по времени изготовления матрёшки, можно предложить детям дома совместно с родителями, используя всевозможные нетрадиционные техники и материалы.

Заключение

Проделанная работа привела к следующим выводам - с помощью данного проекта можно организовывать выставку детских работ " Наши матрёшки"; создать книгу «Такие разные матрёшки "; провести совместного с родителями развлечения "Веселые матрёшки"; провести КВН с детьми на тему "Что ты знаешь о матрёшках" Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Важно, чтобы они полюбили русское народное искусство, научились наблюдать, уметь использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности. Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем наши дети, придя в школу, имели представление о традициях нашей Родины.

Публикации по теме:

Краткосрочная образовательная практика «Ваза с цветами» Мозаика «Ваза с цветами» Пояснительная записка. Мозаика – это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Мозаика.

Фотоочет. Педагогическая практика в детском садуФотоочет. Педагогическая практика в детском саду Большинство воспитателей детских садов области получили базовое образование в Опочке. Основано Опочецкое педагогическое училище в 1930 году.

Краткосрочная образовательная практика «Мозаика» Цель КОП: научить выполнять мозаику из яичной скорлупы по замыслу. Количество занятий: 4 Количество детей: 10-12 Возраст детей: 5-7 лет.

Краткосрочная образовательная практика «Песенка в подарок»Краткосрочная образовательная практика «Песенка в подарок» Карта Краткосрочной образовательной практики (КОП) Направление (блок) Мир музыки Направление КОП Песенка в подарок Возраст участников 5.

Краткосрочная образовательная практика «Почемучка» В нашем детском саду реализуется проект «Краткосрочные образовательные практики» для детей. КОПы – это практики позволяющие детям за небольшое.

Краткосрочная образовательная практика «Рисуем необычно» Организация краткосрочных образовательных практик по выбору является частью, формируемой участниками образовательного процесса, Основной.

Краткосрочная образовательная практика «Смешарики» Программа краткосрочной образовательной практики «Смешарики» Автор: Якимова Елена Анатольевна воспитатель Пермь, 2015 Полное название.

Краткосрочная образовательная практика «Тестопластика» Пояснительная записка. Существует много способов развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: лепка, конструирование, рисование, игры.

Краткосрочная образовательная практика «Винегрет»Краткосрочная образовательная практика «Винегрет» Название раздела Содержание раздела Полное название Юный кулинар Краткое название «Винегрет» Ф. И. О автор Тутубалина Альбина Раисовна Возраст.

Краткосрочная образовательная практика по квиллингу «Бумагопластика» Название краткосрочной образовательной практики: Бумагопластика. Подготовительная группа. Составила: Ермолаева Л. А. Цель: Показать детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (вторая часть)
Опубликовано: 18 июля 2016 в 14:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (вторая часть)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД