МААМ-картинки

Конспект занятия для детей старшей группы из цикла занятий в мини-музее краеведения «Картины старинной жизни: русская прялка»

Юлия Чугунова
Конспект занятия для детей старшей группы из цикла занятий в мини-музее краеведения «Картины старинной жизни: русская прялка»

Задачи: Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то место, где он родился и прошло его детство. Прививать любовь к родным местам, вызывать желание больше узнать о своем крае. Познакомить детей с особенностями труда людей в старые времена. Обогащать чувственный опыт детей (зрительный и тактильный анализаторы, развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать фразовую речь. Воспитывать интерес к истории родного края.

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы из цикла занятий в мини-музее краеведения „Картины старинной жизни: русская прялка“» размещена в разделах

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Прялка, веретено, шерсть, корзина с разноцветными клубками, заготовки для изготовления куклы-оберега, карточки-схемы, макет «Старый Саранск», фотографии с видами старого Саранска, шерсть.

Ход ЗАНЯТИЯ:

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем небольшую экскурсию по нашей малой Родине.

- Для вас, для меня, для каждого человека самое лучшее, самое прекрасное то место, где он родился и живет. Как вы думаете почему? (Ответ детей). Назовите главный город нашей республики. (Ответ детей). Правильно, Саранск – главный город для каждого из нас, наша малая Родина. Где бы человек не жил, он всегда вспоминает свою малую Родину, потому что это место остается в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое.

(Воспитатель и дети рассматривают макет и фотографии с видами старого Саранска.)

- Саранск – это один из старейших городов Волго-Вятского района и Среднего Поволжья. Он возник очень давно, в 1641 году, Свое имя он получил от названия небольшой речки Саранки. Это была военная крепость, которая была создана для охраны границ Российского государства.

- Всякому подъезжающему к Саранску открывался величественный вид города с множеством церквей, деревянных домов. Рядом с Соборной площадью находилась Базарная улица и Базарная площадь, где размещались торговые ряды, магазины, торговые лавки. Две самые большие площади, Успенская и Ярмарочная, служили местом проведения ярмарок. Сюда съезжались крестьяне со всех окрестностей города со своим товаром, который создавали сами.

- Долгими зимними вечерами молодые девушки собирались вместе в одной избе, где в углу горела лучина, так как электричества не было даже в городе.

- Давайте заглянем в одну из таких изб. (Воспитатель с детьми подходят к «избе».)

- Ребята, посмотрите, здесь живет рукодельница. Давайте зайдем к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.

(Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка. За прялкой сидит девушка, прядет нить и напевает) :

Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

-Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. (Дети здороваются и садятся на лавки).

- Что делает рукодельница? (Шерсть прядет).

- А откуда берут шерсть? (Шерсть нам дает овца).

- Правильно, ребята: овцу нужно остричь, шерсть расчесать и выбрать мусор.

- Прялку назвали так потому, что на ней прядут. А как на ней работают, вам расскажет рукодельница.

- Я вытягиваю шерсть. Скручиваю ее в нитку. Нитку наматываю на веретено.

- Как вы думаете, почему веретено так называется? (Ответ детей).

- Чем дольше оно вертится, тем больше на него ниток накручивается.

- Так для чего нужны прялка и веретено? (Чтобы спрясть шерсть и получить шерстяные нитки)

- Ребята, теперь давайте выстроим схему получения шерсти и изготовления шерстяных ниток с помощью прялки. Для этого нам понадобятся карточки, которые лежат на столе. (Дети проходят и садятся за столы.)

- Мне поможет Настя. Она будет рассказывать, а вы по порядку выкладывать нужные карточки у себя на столе. Итак, Настя, что нужно сделать сначала? (Настя, рассказывает и выстраивает схему на наборном полотне, а остальные дети – у себя на столах).

- Молодцы! Задание все выполнили правильно.

- А хотите сами научиться прясть шерстяную нитку? (Берут шерсть и воспитатель поэтапно напоминает детям процесс прядения). Растяните шерсть, а теперь аккуратно скрутите ее в тонкую нитку.

- Вот как нелегко прясть: нужно и шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого и нужна прялка.

(Воспитатель показывает детям корзину с разными клубками – шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными).

- Ребята, какие это нитки? Потрогайте их. (Шелковые, тонкие, гладкие, блестящие, крепкие)

- Для чего нужны шелковые нитки? (Для украшения вышивкой разных вещей.)

- Правильно, но ими можно и шить. Вещь которая сшита из шелковых ниток очень прочная и прослужит хозяину дольше всего.

- Ребята, а это что за нитки? (Хлопчатобумажные.) Для чего они нам нужны? (Сшивать детали одежды между собой; штопать.)

- Посмотрите, у меня в корзине есть еще клубочки. Как называются эти нитки? (Шерстяные.) Потрогайте их, какие они? (Толстые, теплые, пушистые, мягкие.) Для чего нужны шерстяные нитки? (Чтобы вязать из них теплую одежду.)

- Ребята, клубочек и прялка упоминались во многих мордовских, русских народных и зарубежных сказках. Давайте вспомним эти сказки. Называя сказку будем передавать друг другу клубочек.

(Проводится игра «Назови сказку».)

- Ребята, посмотрите, у мен в корзине остались еще какие-то предметы. Давайте посмотрим, что это. (Воспитатель достает из корзины разрезные картинки). Это части картинки, которую вам нужно сложить. (Дети встают около стола и собирают картинку)

- Ребята, а вы знаете что это? (Ответы детей).

- Это кукла-оберег. В старину в каждом доме было принято держать таких кукол из соломы, льняных лоскутов, шерстяных ниток. Считалось, что они берегут мир и покой, защищают дом и семью от зла и дурного глаза. Поэтому, если хозяева переезжали на новое место, такую куклу брали с собой, чтобы перенести счастье и в новый дом. Куклу-оберег мы сегодня с вами сделаем для нашего совместного дома – для нашей группы и для гостей. (Воспитатель показывает детям свою куклу. Садятся за столы и изготавливают куклу-оберег.)

- Куклу-оберег выполняют из шерстяных ниток. Для этого нитки одной длины собирают в пучок, сгибают пополам и, немного отступив от верхушки, пучок перехватывают несколько раз крепкой ниткой. Это голова. Затем из другого пучка шерстяных ниток делают руки и пропускают через большой пучок, и вновь перетягивают ниткой – получается талия, а низ пучка расправляют – получается юбка.

- Молодцы, ребята! Вот какие красивые у всех получились куклы-обереги. Теперь они будут хранить мир и покой в нашей группе.

- Ребята, вам понравилось наша экскурсия? (Ответ детей)

- О чем вы сегодня узнали? (О старом Саранске, прялке, нитках, кукле-обереге)

- А чему мы с вами научились? (Прясть, делать куклу-оберег).

-Пусть наша сегодняшняя экскурсия будет одним из множества путешествий по нашей малой Родине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Мы живем на Волге // Ребенок в детском саду 2005г. №1, с. 56-61

2. Антонова Л. Мы живем на Волге // Ребенок в детском саду 2004г. №6, с. 55-61

3. Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // ДВ 2006г. №2, с. №-8

4. Максимова М. Обрядовые куклы на Руси //Ребенок в детском саду 2002г. №4, с. 66

5. Николаева Т. Сказки-занятия бабушки Лии // Ребенок в детском саду 2002г. №4, с. 60-66

6. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 144 с.

Публикации по теме:

«Нам в музее интересно». Фотоотчет о мини-музее ДОУ«Нам в музее интересно». Фотоотчет о мини-музее ДОУ Для чего нужны музеи? Чтобы знанья нам давать, Посещая их, мы будем Обо всем на свете знать… (В. Берестов) В современных условиях, когда.

«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы Предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации работы в мини - музее группы. " НАШИ УРОКИ ПЛЕТЕНИЯ. " Создание мини - музеев в детском.

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка» в мини-музее «Горница-узорница»Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка» в мини-музее «Горница-узорница» Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка!» в мини-музее «Горница-узорница» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Конспект занятия-экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам»Конспект занятия-экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам» Конспект занятия - экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам» Занятие-экскурсия проходит в мини-музее «Там,.

Сидим дома и развиваемся. Знакомим детей с эволюцией жизни на Земле в Музее ДарвинаСидим дома и развиваемся. Знакомим детей с эволюцией жизни на Земле в Музее Дарвина Уважаемые мамы и папы, остаёмся с детьми дома, так как всё ещё продолжается режим самоизоляции, что особенно важно, именно сейчас, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы из цикла занятий в мини-музее краеведения «Картины старинной жизни: русская прялка»
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 17:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшей группы из цикла занятий в мини-музее краеведения «Картины старинной жизни: русская прялка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чугунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД