Юлия Чугунова
Конспект занятия для детей старшей группы из цикла занятий в мини-музее краеведения «Картины старинной жизни: русская прялка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то место, где он родился и прошло его детство. Прививать любовь к родным местам, вызывать желание больше узнать о своем крае. Познакомить детей с особенностями труда людей в старые времена. Обогащать чувственный опыт детей (зрительный и тактильный анализаторы, развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать фразовую речь. Воспитывать интерес к истории родного края.
Темочки:
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Прялка, веретено, шерсть, корзина с разноцветными клубками, заготовки для изготовления куклы-оберега, карточки-схемы, макет «Старый Саранск», фотографии с видами старого Саранска, шерсть.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем небольшую экскурсию по нашей малой Родине.
- Для вас, для меня, для каждого человека самое лучшее, самое прекрасное то место, где он родился и живет. Как вы думаете почему? (Ответ детей). Назовите главный город нашей республики. (Ответ детей). Правильно, Саранск – главный город для каждого из нас, наша малая Родина. Где бы человек не жил, он всегда вспоминает свою малую Родину, потому что это место остается в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое.
(Воспитатель и дети рассматривают макет и фотографии с видами старого Саранска.)
- Саранск – это один из старейших городов Волго-Вятского района и Среднего Поволжья. Он возник очень давно, в 1641 году, Свое имя он получил от названия небольшой речки Саранки. Это была военная крепость, которая была создана для охраны границ Российского государства.
- Всякому подъезжающему к Саранску открывался величественный вид города с множеством церквей, деревянных домов. Рядом с Соборной площадью находилась Базарная улица и Базарная площадь, где размещались торговые ряды, магазины, торговые лавки. Две самые большие площади, Успенская и Ярмарочная, служили местом проведения ярмарок. Сюда съезжались крестьяне со всех окрестностей города со своим товаром, который создавали сами.
- Долгими зимними вечерами молодые девушки собирались вместе в одной избе, где в углу горела лучина, так как электричества не было даже в городе.
- Давайте заглянем в одну из таких изб. (Воспитатель с детьми подходят к «избе».)
- Ребята, посмотрите, здесь живет рукодельница. Давайте зайдем к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.
(Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка. За прялкой сидит девушка, прядет нить и напевает) :
Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
-Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. (Дети здороваются и садятся на лавки).
- Что делает рукодельница? (Шерсть прядет).
- А откуда берут шерсть? (Шерсть нам дает овца).
- Правильно, ребята: овцу нужно остричь, шерсть расчесать и выбрать мусор.
- Прялку назвали так потому, что на ней прядут. А как на ней работают, вам расскажет рукодельница.
- Я вытягиваю шерсть. Скручиваю ее в нитку. Нитку наматываю на веретено.
- Как вы думаете, почему веретено так называется? (Ответ детей).
- Чем дольше оно вертится, тем больше на него ниток накручивается.
- Так для чего нужны прялка и веретено? (Чтобы спрясть шерсть и получить шерстяные нитки)
- Ребята, теперь давайте выстроим схему получения шерсти и изготовления шерстяных ниток с помощью прялки. Для этого нам понадобятся карточки, которые лежат на столе. (Дети проходят и садятся за столы.)
- Мне поможет Настя. Она будет рассказывать, а вы по порядку выкладывать нужные карточки у себя на столе. Итак, Настя, что нужно сделать сначала? (Настя, рассказывает и выстраивает схему на наборном полотне, а остальные дети – у себя на столах).
- Молодцы! Задание все выполнили правильно.
- А хотите сами научиться прясть шерстяную нитку? (Берут шерсть и воспитатель поэтапно напоминает детям процесс прядения). Растяните шерсть, а теперь аккуратно скрутите ее в тонкую нитку.
- Вот как нелегко прясть: нужно и шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого и нужна прялка.
(Воспитатель показывает детям корзину с разными клубками – шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными).
- Ребята, какие это нитки? Потрогайте их. (Шелковые, тонкие, гладкие, блестящие, крепкие)
- Для чего нужны шелковые нитки? (Для украшения вышивкой разных вещей.)
- Правильно, но ими можно и шить. Вещь которая сшита из шелковых ниток очень прочная и прослужит хозяину дольше всего.
- Ребята, а это что за нитки? (Хлопчатобумажные.) Для чего они нам нужны? (Сшивать детали одежды между собой; штопать.)
- Посмотрите, у меня в корзине есть еще клубочки. Как называются эти нитки? (Шерстяные.) Потрогайте их, какие они? (Толстые, теплые, пушистые, мягкие.) Для чего нужны шерстяные нитки? (Чтобы вязать из них теплую одежду.)
- Ребята, клубочек и прялка упоминались во многих мордовских, русских народных и зарубежных сказках. Давайте вспомним эти сказки. Называя сказку будем передавать друг другу клубочек.
(Проводится игра «Назови сказку».)
- Ребята, посмотрите, у мен в корзине остались еще какие-то предметы. Давайте посмотрим, что это. (Воспитатель достает из корзины разрезные картинки). Это части картинки, которую вам нужно сложить. (Дети встают около стола и собирают картинку)
- Ребята, а вы знаете что это? (Ответы детей).
- Это кукла-оберег. В старину в каждом доме было принято держать таких кукол из соломы, льняных лоскутов, шерстяных ниток. Считалось, что они берегут мир и покой, защищают дом и семью от зла и дурного глаза. Поэтому, если хозяева переезжали на новое место, такую куклу брали с собой, чтобы перенести счастье и в новый дом. Куклу-оберег мы сегодня с вами сделаем для нашего совместного дома – для нашей группы и для гостей. (Воспитатель показывает детям свою куклу. Садятся за столы и изготавливают куклу-оберег.)
- Куклу-оберег выполняют из шерстяных ниток. Для этого нитки одной длины собирают в пучок, сгибают пополам и, немного отступив от верхушки, пучок перехватывают несколько раз крепкой ниткой. Это голова. Затем из другого пучка шерстяных ниток делают руки и пропускают через большой пучок, и вновь перетягивают ниткой – получается талия, а низ пучка расправляют – получается юбка.
- Молодцы, ребята! Вот какие красивые у всех получились куклы-обереги. Теперь они будут хранить мир и покой в нашей группе.
- Ребята, вам понравилось наша экскурсия? (Ответ детей)
- О чем вы сегодня узнали? (О старом Саранске, прялке, нитках, кукле-обереге)
- А чему мы с вами научились? (Прясть, делать куклу-оберег).
-Пусть наша сегодняшняя экскурсия будет одним из множества путешествий по нашей малой Родине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Л. Мы живем на Волге // Ребенок в детском саду 2005г. №1, с. 56-61
2. Антонова Л. Мы живем на Волге // Ребенок в детском саду 2004г. №6, с. 55-61
3. Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // ДВ 2006г. №2, с. №-8
4. Максимова М. Обрядовые куклы на Руси //Ребенок в детском саду 2002г. №4, с. 66
5. Николаева Т. Сказки-занятия бабушки Лии // Ребенок в детском саду 2002г. №4, с. 60-66
6. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 144 с.