Татьяна Шубенкова
Конспект занятия-экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия - экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам»
Занятие-экскурсия проходит в мини-музее «Там, где сказка живет», в музыкальном зале с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект занятия-экскурсии в мини-музее А, С, Пушкина „Музыкальное путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные мини-музеи
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Цель: Формирование творческой личности средствами музыкальной деятельности, художественного слова и технологии музейной педагогики.
Задачи:
-закрепить знание сказок А. С. Пушкина;
-содействовать формированию эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия;
-способствовать развитию эмоциональной сферы;
Дети под музыку входят в зал и занимают места в мини-музее
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт А. С. Пушкин. Вы готовы? Отправляемся в путь. (фоном звучит сказочная музыка, все).
М. Р. : Посмотрите, какое большое дерево, кто знает, что это за дерево?
Дети: дуб.
М. Р. : Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите около него конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано.
Читает: Дорогой друг, произнеси волшебные слова и в сказке ты окажешься тогда!
М. Р. : Ребята. Давайте произнесем эти слова!
Все вместе читают:
«У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит…» (появляется Кот)
Кот: Мяу, мур-р…Куда я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава коту Учёному! Мур-р… (обращается к детям)
А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому под силу! У меня получилось потому, что я самый учёный кот на свете! Мяу, мур-р! Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей стране Лукоморье, что уж очень хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это?
М. Р. : Ну что же Кот учёный, давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморья. Кот, ты ведь у нас самый умный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят?
Кот: Это листочки не простые, а волшебные, на каждом из них задание для ребят.
М. Р. : Давайте посмотрим! Вот первый листочек – а задание такое (читает): какие сказки Пушкина вы знаете? Ответы детей.
Кот: Вижу, что вы умные! Сейчас я вам прочту отрывки, вы должны их закончить и отгадать из какой они сказки.
- Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит
Глядь поверх текучих вод
Лебедь белая… (плывет)
- В чешуе, как жар горя
Тридцать три… (богатыря)
- Белка песенки поёт и
Орешки все грызет,
А орешки не простые
В них скорлупки… (золотые)
Кот: Всё правильно ребята, это отрывки из «Сказки о царе Салтане»!
М. Р. : Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, помогают герою пройти через все испытания, победить зло, достичь цели. Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или тревожными. А как по-другому называется музыкальная сказка? – дети: опера! Что такое опера? – дети: музыкальный спектакль, где люди поют.
-Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (фоном звучит музыка)
М. Р. : На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно это белка (рассматривают экспонат).
Помните, как у Пушкина:
«…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде» Слушание «Белка»
М. Р. : Ребята, какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Давайте её исполним, а помогут нам музыкальные инструменты – вот эти орехи.
Исполняют р. н. м. «Во саду ли, в огороде»
М. Р. : А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.
(рассматривают иллюстрации, экспонат – кольчуга богатыря)
Слушание музыки. В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, яркая). Богатыри выходят из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка похожа на какой жанр? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец).
- А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)
«… За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу заезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь то говорит, словно реченька журчит» (рассматривают экспонат)
Слушание музыки. Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.
Кот: Вижу, что вы умные! А изобразить сказочных героев из трёх чудес вы можете?
М. Р. : Давайте поиграем в игру «Море волнуется» (под музыку «Марш Черномора» дети совершают ритмические движения, когда музыка останавливается, дети принимают позу любого сказочного героя)
Кот: А сейчас сорвите с дуба второй листок!
М. Р. читает задание: Назовите последовательность превращения князя Гвидона в насекомых (звучит «Полет шмеля»)
Дети: комар, муха, шмель.
М. Р. : давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор. Слушание «Полет шмеля».
- На что похоже звучание музыки? –на жужжание шмеля
- Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.
«Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!»
-Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль)
Кот: Ребята, а давайте изобразим в движении полет шмеля под музыку Римского-Корсакова. Молодцы! А сейчас – третий листок с заданием!
М. Р. : Отгадайте, из какой сказки эти отрывки и завершите их.
-Жил старик со своею старухой
У самого синего… (моря)
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе (на просторе)
Кот: В какую сказку мы попали?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
М. Р. : правильно, мы с вами эту сказку знаем.
Давайте поговорим о том, как менялось море в сказке и посему так происходило.
- Какое море? (ласковое, спокойное, волнующееся, сердитое, разгневанное)
Ребята, поиграем в игру. Я буду читать отрывок, а вы изобразите звуки моря с помощью листа бумаги. Дети озвучивают звуки моря.
- Вот пришел он к синему морю,
Видит, море слегка разыгралось.
2. Вот пришел он к синему морю,
Помутилось синее море.
3. Вот пришел он к синему морю,
Почернело синее море.
4. Вот пришел он к синему морю
Видит на море черная буря.
Кот: Молодцы! Справились с заданием! Срывайте четвертый лист!
М. Р. : Посмотрите, что лежит на волшебном столе? Определите, из какой сказки эти предметы?
Кот: Ой, как много тут предметов из разных сказок. Погляди, что у Пушкина приметил очень быстро назови!
Яблоко – Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
Орех – Сказка о царе Салтане;
Зеркало – Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
Петушок – «Сказка о золотом петушке».
Кот: Умницы! Справились с заданием! Так весело с вами время провели. Как мне у вас понравилось. Вы такие умные, любознательные, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. Я так подружился с вами. Что не хочется и назад в Лукоморье возвращаться, но надо!
М. Р. : давайте проводим нашего гостя! Пусть кот передаст от нас привет всем жителям волшебной страны Лукоморье!
Кот; Спасибо! Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! До свиданья, до новых встреч!