Татьяна Шубенкова
Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка» в мини-музее «Горница-узорница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка!» в мини-музее «Горница-узорница»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о русском народном инструменте – балалайке.
Задачи:
- познакомить с балалайкой - её историей, звучанием, с особенностями строения;
- приучить детей внимательно слушать музыкальные произведения веселого, плясового характера, уметь высказываться о характере музыки;
- приобщать детей к народной музыке, воспринимать её в исполнении народных инструментов;
Темочки:
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
- развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре;
- воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора;
-формировать доброе отношение друг к другу
Ход занятия.
Занятие проходит в мини-музее «Горница-узорница»
Дети в русских костюмах входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем в игру.
Проводится игра «Повтори за мной» (просит повторить в той же последовательности русские народные инструменты, которые она назовет. Подводит итог: все перечисленные инструменты русские народные)
М. Р. : И вот сегодня мы познакомимся ещё с одним очень интересным музыкальным инструментом. А принесёт этот инструмент Скоморошка по имени Тимошка!
Выбегает Скоморох: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Очень я люблю плясать, песни петь и музыку играть! У меня есть самый любимый музыкальный инструмент! А какой, я думаю, вы сами мне скажите, если отгадаете загадку:
-На Руси она известна,
Под неё все пери песни,
Три струны, а песен много,
Веселее с ней дорога
Ты давай, давай играй-ка
Веселунья… (балалайка)
-Правильно! Это русский народный инструмент- Балалайка! (показывает балалайку)
М. Р. : Тимошка, а давай с ребятами рассмотрим балалайку получше (дает детям потрогать, рассмотреть её). Посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка? (из дерева). Значит она, какая? (деревянная)
Скоморошка: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на треугольник). Значит корпус какой (треугольный). Изготавливают её из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
М. Р. : Что ещё мы видим у балалайки? Струны! Сколько струн у балалайки? (три). Мы ещё раз потрогаем струны. И теперь скажем из чего они сделаны? (одна из железа, а две другие из пластмассы). А как вы думаете, для чего нужны струны? (когда ударяешь по струнам, появляется звук). Балалайка – струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Скоморошка: А вот эта часть называется гриф! Она похожа на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления! Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете? (ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.
Тимошка: Балалайка, балалайка
Веселее заиграй-ка! (Звучит веселый проигрыш)
М. Р. : Как сейчас звучала балалайка? (ответ)
М. Р. :(звучит грустный проигрыш) А сейчас как звучала балалайка? (ответ)
Скоморошка: Мы с вами рассмотрели балалайку, узнали из чего сделана она, послушали как она звучит. А теперь я вам предлагаю поиграть!
Игра «Угадай инструмент» (М. Р. играет за ширмой на инструменте, дети угадывают)
М. Р. : Балалайка – русский народный инструмент. А вы знаете от куда пошло название балалайка? От слов балагурить, баловаться. Давно на Руси на балалайке играли балагуры-скоморохи. Вот такие как наш Тимошка! Это люди, которые на праздниках развлекали и веселили всех! Тимошка, а ты нам сыграй на балалайке, а мы песенку споем, тебя повеселим!
Поют песню «Ах ты, балалайка»
Скоморошка: А мы с вами будем веселиться, баловаться, балагурить? Тогда давайте поиграем!
Игра «Барабан» (народная игра «стенка на стенку»)
М. Р. : Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Мы слушали с вами произведение, сейчас я вам его напомню (исполнение отрывка из «Камаринской»)
-Как называется эта музыка? Дети: «Камаринская»
- А кто автор этого произведение? Правильно, П. И. Чайковский! Посмотрите, в нашем мини-музее П. И. Чайковского тоже есть балалайка.
Петр Ильич услышал мелодию «Камаринской», которую играл простой крестьянин (слушают р. н. м. «Камаринскую»)
-Понравилась вам музыка, какой инструмент вы услышали!
Дети: балалайку!
- А что хочется делать под эту музыку? Дети: веселиться, плясать!
М. Р. : Верно, это плясовая веселая, озорная!
Игра «Никонориха» (р. н. п.)
- Никонориха гусей пасла,
Запустила в огород козла,
Никонориха ругается,
А козёл-то упирается (дети в хороводе идут по кругу)
Далее под музыку «Камаринской» дети продолжают движения и выполняют плясовые движения самостоятельно, импровизируя. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару –хором произносят слова:
-Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать! (проигравший ребёнок танцует под «Камаринскую»)
Тимошка: Очень весело сейчас, даже не хочется уходить от вас!
М. Р. : Спасибо, Тимошка, что принес нам такой замечательный русский народный инструмент…
Дети: балалайку!