Анна Минаева
Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
«Камешки Марблс, как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте».
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общего образования. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.
Публикация «Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте» размещена в разделах
В образовательной программе дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте представлены следующие задачи по подготовке детей к обучению грамоте :
формирование у детей умения выделять последовательность звуков в простых словах;
делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; составлять из них слова;
упражнять в составлении предложений, определять количество и последовательность слов в предложении членении
различать гласные звуки, определять твердость и мягкость согласных;
составлять предложения с заданным количеством слов
Обучение грамоте– довольно сложный процесс для дошкольников. Наша задача как педагогов– раскрыть перед ними такие сложные понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». И тут нам на помощь приходят игровые технологии. В игре сложное становится дошкольнику понятным и доступным. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника делает обучение интересным, динамичным, эмоционально приятным, неутомительным и разнообразным. А это объективно подталкивает нас к поискам новых нетрадиционных игровых приемов и технологий в работе с детьми.
И такой поиск привел меня к использованию в обучении дошкольников грамоте камешков Марблс – волшебных камешков страны Звуков, как мы их называем с детьми.
Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой круглой, овальной или другой формы. Далекий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камешки имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть.
На занятиях по обучению грамоте камешки Марблс помогают моим воспитанникам успешно проводить звуковой анализ слов: выделить в словах отдельные звуки; определить их порядок; учиться различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий). Также на занятии с помощью данного материала проводится работа по делению слов на слоги и составлению предложений.
Игры с камнями Марблс – это и умственное,и физическое развитие ребенка. Манипуляции с камешками тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений, развитию всех психических процессов дошкольников. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В игре ребенка с камешками развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.
Применяемые игровые приемы и средства мы используем не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, и в индивидуальной работе с детьми,
Игры
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие фонетического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук
Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный)
2 вариант игры: Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце и т. д.
«Необычная буква»
Цель: коррекция дисграфии, закрепление образа буквы
Ребенок по контуру или по готовому образцу или самостоятельно выкладывает букву и придумывает на эту букву слово.
«Светофор»
Цель: развитие фонематического слова, упражнение в звукобуквенном разборе слов.
Выложить схему слова, каждый звук- определенным цветом камешка: гласный – красным, мягкий согласный – зеленым, твердый согласный – синим
«Магия»
Цель: закрепление правильного графического изображения букв, развитие пространственной ориентации.
Выложить в рамочке заданную букву, придумать слово на эту букву, затем превратить букву похожий предмет, назвать его.
«Назови ласково»
Цель: развитие грамматического строя речи
Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательно. Например: ключик, мостик, домик, стульчик, и т. д.
«Мягкий или твердый?»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия
Проговори звуки/слоги/слова за воспитателем и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).
«Зеркало»
Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.
Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.
Игра «Строители»
Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.
Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.
Игра «Божья коровка»
Цель: автоматизация звука в начале слова, например звука Ж
У божьей коровки не хватает пятнышек и глазок. Украсим ее пятнышками, назвав картинки на звук (Ж)
«Гроздь винограда»
Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.
Нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка). Воспитатель показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на части (слоги) и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т. д. Например слова: кошка, колесо, лимон, вода, машина, дым, рука, коса, мяч, сом, самолёт, конфета.
«Цветочная поляна»
Цель: Формирование навыков фонематического анализа.
Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове:
Аист – «а», сом – «с»,
Облако – «о», мак – «м»,
Удочка – «у», кот – «к»,
Иглы – «и», лук – «л».
Слова подбираются любые.
«Жираф»
Цель: Формирование навыков фонематического анализа.
У жирафа не хватает пятнышек. Украсим его пятнышками, назвав последний звук в слове.
Слова: дом, кит, стол, автобус, камыш, сыр, рак, банан.
Слова и картинки можно подобрать абсолютно любые.
Опыт работы показывает, что самое обычное задание с разноцветными камешками можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес дошкольников, и они с удовольствием выполняют упражнения, которые в другом случае показались бы им скучными и утомительными.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса и неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезным. Именно поэтому использование нетрадиционных игровых приемов и средств в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес современных детей к данному разделу, помогает в дальнейшем избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.