Приложение МААМ

Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте

Анна Минаева
Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

«Камешки Марблс, как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте».

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общего образования. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.

Публикация «Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте» размещена в разделах

В образовательной программе дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте представлены следующие задачи по подготовке детей к обучению грамоте :

формирование у детей умения выделять последовательность звуков в простых словах;

делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; составлять из них слова;

упражнять в составлении предложений, определять количество и последовательность слов в предложении членении

различать гласные звуки, определять твердость и мягкость согласных;

составлять предложения с заданным количеством слов

Обучение грамоте– довольно сложный процесс для дошкольников. Наша задача как педагогов– раскрыть перед ними такие сложные понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». И тут нам на помощь приходят игровые технологии. В игре сложное становится дошкольнику понятным и доступным. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника делает обучение интересным, динамичным, эмоционально приятным, неутомительным и разнообразным. А это объективно подталкивает нас к поискам новых нетрадиционных игровых приемов и технологий в работе с детьми.

И такой поиск привел меня к использованию в обучении дошкольников грамоте камешков Марблс – волшебных камешков страны Звуков, как мы их называем с детьми.

Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой круглой, овальной или другой формы. Далекий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камешки имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть.

На занятиях по обучению грамоте камешки Марблс помогают моим воспитанникам успешно проводить звуковой анализ слов: выделить в словах отдельные звуки; определить их порядок; учиться различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий). Также на занятии с помощью данного материала проводится работа по делению слов на слоги и составлению предложений.

Игры с камнями Марблс – это и умственное,и физическое развитие ребенка. Манипуляции с камешками тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений, развитию всех психических процессов дошкольников. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В игре ребенка с камешками развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.

Применяемые игровые приемы и средства мы используем не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, и в индивидуальной работе с детьми,

Игры

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие фонетического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук

Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный)

2 вариант игры: Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце и т. д.

«Необычная буква»

Цель: коррекция дисграфии, закрепление образа буквы

Ребенок по контуру или по готовому образцу или самостоятельно выкладывает букву и придумывает на эту букву слово.

«Светофор»

Цель: развитие фонематического слова, упражнение в звукобуквенном разборе слов.

Выложить схему слова, каждый звук- определенным цветом камешка: гласный – красным, мягкий согласный – зеленым, твердый согласный – синим

«Магия»

Цель: закрепление правильного графического изображения букв, развитие пространственной ориентации.

Выложить в рамочке заданную букву, придумать слово на эту букву, затем превратить букву похожий предмет, назвать его.

«Назови ласково»

Цель: развитие грамматического строя речи

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательно. Например: ключик, мостик, домик, стульчик, и т. д.

«Мягкий или твердый?»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия

Проговори звуки/слоги/слова за воспитателем и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).

«Зеркало»

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.

Игра «Строители»

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.

Игра «Божья коровка»

Цель: автоматизация звука в начале слова, например звука Ж

У божьей коровки не хватает пятнышек и глазок. Украсим ее пятнышками, назвав картинки на звук (Ж)

«Гроздь винограда»

Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.

Нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка). Воспитатель показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на части (слоги) и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т. д. Например слова: кошка, колесо, лимон, вода, машина, дым, рука, коса, мяч, сом, самолёт, конфета.

«Цветочная поляна»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа.

Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове:

Аист – «а», сом – «с»,

Облако – «о», мак – «м»,

Удочка – «у», кот – «к»,

Иглы – «и», лук – «л».

Слова подбираются любые.

«Жираф»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа.

У жирафа не хватает пятнышек. Украсим его пятнышками, назвав последний звук в слове.

Слова: дом, кит, стол, автобус, камыш, сыр, рак, банан.

Слова и картинки можно подобрать абсолютно любые.

Опыт работы показывает, что самое обычное задание с разноцветными камешками можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес дошкольников, и они с удовольствием выполняют упражнения, которые в другом случае показались бы им скучными и утомительными.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса и неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезным. Именно поэтому использование нетрадиционных игровых приемов и средств в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес современных детей к данному разделу, помогает в дальнейшем избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Игровое упражнение по обучению грамоте в подготовительной группе «Радуга»Игровое упражнение по обучению грамоте в подготовительной группе «Радуга» Цель Знакомим ребенка с цветами радуги и последовательностью их расположения. Задачи: Уточняем и закрепляем знания о цветах, не входящих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 17:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Камушки Марблс как средство эффективной подготовительной работы к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Анна Минаева (УИ 3306182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД