Татьяна Джуманиязова
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Тема недели «Семья»
▼ Скачать +Заказ
Тема недели : Семья
Понедельник
УТРО
Полив комнатных растений.
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки
водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Утренняя гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»
Беседа «Моя семья».
Публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе, Тема недели „Семья“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Моя семья. Тематическая неделя
- Планирование. Планы работ
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Планы
- Старшая группа
- Темочки
Ц. : учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за работой дворника
Цели:
— расширять знания о труде взрослых осенью;
— воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
Какую работу выполняет дворник осенью?
Для чего нужна работа дворника?
Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).
Цели:
— учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;
— воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.
Подвижные игры
«Кот и мыши».
Цели:
— продолжать учить соблюдать правила игры;
— активизировать двигательную активность.
«Уголки».
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать навыки бросания мяча в цель
ПРОГУЛКА
Наблюдение за проезжающим транспортом: виды, марки машин, их цвет, назначение.
П\игра «Удочка».
Игры детей с выносным материалом.
Беседа «Где и кем работают ваши родители? Что производят, чем полезен их труд?» Ярослав, Егор.
Ситуативный разговор «Кто забирает тебя из д\с»
Ц : закрепить знание имени и отчества родителей.
Труд по уборке павильона, поощрить трудолюбивых детей.
ВЕЧЕР
Чтение худ. лит. Я. Аким «Кто кому кто?» (о семье)
Продуктивная деятельность «Наш домашний праздник»
Беседа «Забота о младших – почетная обязанность старших» (в том числе и о членах семьи)
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ц. : побуждать детей использовать в играх знания об окружающей жизни. Воспитывать доброжелательность, умение справедливо решать споры.
Рассказ «Мое любимое занятие дома»
Вторник
УТРО
Пальчиковая гимнастика
Беседа «Как я помогаю дома?»
Рассказ воспитателя «Что такое традиция»
Ситуативный разговор «На какой улице ты живешь? Твои родственники»
Дежурство в уголке природы Цель: закрепить умение определять необходимость полива растений
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за пауком
Цели:
— расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.
Как выглядит паук?
Как он передвигается?
Где живет и чем питается?
Как паук ловит насекомых?
Есть ли враги у паука?
Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
Где зимуют пауки?
Трудовая деятельность
Сбор семян.
Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Подвижные игры
«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
ПРОГУЛКА
Наблюдение за КОШКОЙ
Цели:
— закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;
— воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
Тихо притаился
Он в траве густой
И с кустами слился
Шубкой золотой.
Почему кошка — домашнее животное?
Как выглядит домашняя кошка?
Чем питаются кошки?
Как называются детеныши кошки?
Какие породы кошек вы знаете?
Какую пользу людям приносят кошки?
Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
Докажите, что кошка — хищное животное.
Сравните способности и характеры собак и кошек.
Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?
Трудовая деятельность
Сбор урожая на огороде.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.
Подвижные игры
«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
ВЕЧЕР
Слушание музыки. «Полька» муз. П. Чайковского. Знакомить детей с танцевальным жанром и трехчастной формой.
Распевание, пение. «Падают листья» муз. М. Красева. Петь мелодию на звонкие слоги. «Урожай собирай» муз. А. Филиппенко. Узнать песню по фрагменту мелодии в низком регистре. Вовремя вступать после музыкального вступления, петь мелодически и ритмически верно.
Чтение худ. лит. Л. Толстой «Сел дед пить чай», «У Маши была тётка»
Г. Остер «Старшие братья»
Беседа о том, как мы разговариваем друг с другом и со взрослыми
Ц. : Закрепить с детьми правила поведения
Д/и «В поле, в лесу, на лугу
Рассматривание альбома «Семья», беседа по содержанию
Труд в уголке природы.
Проблемная ситуация «Бабушка заболела»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Самостоятельная деятельность в центрах активности. Беседы по этике:
Среда
УТРО
Утренняя гимнастика.
Дежурство в уголке природы.
Опрыскивание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Д/и «У нас порядок».
Ц. : закрепить знания о помещениях в доме, развивать речь
Беседа «Послушай и ответь на вопросы»
- сестра старше брата, но младше мамы. Кто самый старший?
Внести альбом «Моя семья», рассмотреть его.
Составление предложений о семье : «Бабушка, носок, спицы»
«Мама, компот, варить»
«Папа стул, чинить»
Отгадывание загадок о семье :
- Для мамы она дочка -кто она для брата? …
Свободная деятельность детей в центрах активности. Дежурства. Организовать «Санитарный пост», проверить состояние, ногтей, ушей – воспитывать опрятность
Обогащение материалом сюжетно-ролевых игр «Детский сад», «Семья».
ПРОГУЛКА
Наблюдение за подорожником
Цели:
— знакомить с лекарственным растением — подорожником;
— развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему траву назвали подорожником?
Где лучше его собирать?
Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.
Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.
Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«Прыгай выше».
Цель: учить действовать по сигналу.
«Волк во рву».
Цель: учить прыжкам.
Индивидуальная работа
Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком) :
«С кочки на кочку», «Перейди речку».
Цель: вырабатывать координацию движений.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за погодой: уточнить и конкретизировать представления детей об осени: продолжительность дня, осадки, деревья…
Ц. : расширить знания об окружающем мире
Самостоятельные игры детей.
Р. н. и «Волк».
Игра «Классики» с Матвеем, Алисой, Егором.
Д\и «Кому что нужно?» Андрей, Димой
Ситуативный разговор «Что такое уважение?»
Провести необходимые работы по уборке участка
ВЕЧЕР
Чтение худ. лит. А. Линдгрен «Старшая сестра и младший брат»
Ненецкая сказка «Кукушка», С. Михалков «А что у вас?»
Ситуативный разговор «Родители…»
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие с семьей»
Д\и «Назови чей?»
Ц: образование притяжательных прилагательных на тему «Семья» (мама – мамин)
Беседа «Что такое фамилия?» «Энциклопедия праздников»
Минутка отдыха. Игра «Кто кому кто?».
Изготовление атрибутов к ролевой игре «Семья»
Четверг
УТРО
Утренняя гимнастика.
Пальчиковая гимнастика:.
Деж. по стол: Помочь няне разложить столовые приборы, после приема пищи убрать чашки на кухню.
Набл. вуг. пр. : Понаблюдать, как цветет кислица.
Беседа «Что такое семья?» - Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; закрепить понятия о фамилии, имени, отчестве, распределении трудовых обязанностей в семье.
Дидактическое упражнение «Расскажи о своей семье» Дети на фотографиях показывают своих родных, называют их имена, родственные отношения, место работы и профессии.
Н/ п и:«Лото», «Домино»
Задачи: Учить детей соблюдать правила игры, играть сообща
Материалы:лото, домино
Д/и «Скажи наоборот» (по теме).
Д/и «Назови ласково»
Ц: образование сущ. с уменьшительно –ласкательными суффиксами
Напомнить детям о сохранении правильной осанки за столом.
Работа в центре «Творчества».
Драматизация сказки «Красная шапочка»
Ц: развивать творческую активность детей, интонационную выразительность.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели:
— научить понимать значение и функции автомобиля;
— закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина.)
Для чего нужна машина?
Какие машины едут по нашей улице?
Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)
Как эта машина называется? (Легковая.)
А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
Трудовая деятельность
Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры
«Мы — шоферы», «Послушные листья».
Цели:
— учить внимательно слушать команды воспитателя;
— развивать внимание.
Индивидуальная работа
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности
ПРОГУЛКА
Слушание звуков природы (разговор, щебетание птиц, воркование голубей и т. д)
Предложить рассказать о впечатлениях
Д/И «Сколько предметов» с Полиной, Артем.
Инд. работа по развитию движений: упражнять Лешу Б. и Соню Б. в прыжках через короткую скакалку
Ситуативный разговор «Букет»
Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору. Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций.
П/и «Кот на крыше». Т. Г. Кобзева «Деятельность детей на прогулке».
ВЕЧЕР
Чтение худ. лит. Я. Аким «Неумейка»
Э. Аманов «Братья», «Спросил у отца»,Л. Сорока «Бабушка»
Рассказать интересный случай из жизни семьи или ее членов
Ц: развивать монологическую речь детей. Ярослав, Диана
Ситуативный разговор «Мои хорошие привычки»
Констр. игры: :«Строим трамвай».
Задачи. Учить детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Формировать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить детям, какие похожие сооружения они видели
Д/ и: : «Закончи предложение».
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью. (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Пятница
УТРО
Деж-во в уг. пр. :Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора
Беседа нр-патр. :Рассказ воспитателя о чутком и внимательном отношении друг к другу.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» :
Знаю я, что у меня дома дружная семья :
Это – мама (загнуть указательный палец)
Это – я, (загнуть мизинец)
Это – бабушка моя, (загнуть средний палец)
Это – папа, (загнуть безымянный палец)
Это – дед, (загнуть большой палец)
И у нас разлада нет! (проводится два раза
Д/И «Один-много»».
(семья) Ребенок – дети – детей
Работа с детьми
Д/у «Опиши, какая, какой, что делает». «Скажи ласково».
Роман, Диана
Слушание песен на семейную тематику
Строительные игры в «Лего».
(построй грузовые автомобили для перевозки грузов). Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Ситуативный разговор «Еда»
ПРОГУЛКА Наблюдение за подосиновиком
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовем? (Подосиновик.)
Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)
Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.)
Правила поведения в природе
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Трудовая деятельность
Окапывание деревьев и кустарников.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра: «Найдем грибок».
Цели: - учить внимательно слушать команду воспитателя;
— развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
ПРОГУЛКА
Рассматривание подорожника: листья на длинных черешках с цветочной стрелкой колосковым соцветием. Почему его так называют? Его целебные свойства, размножение.
Загадка: каждый лист мой любит тропки
у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник)
П/и «Казаки -разбойники».
Д/и «Третий лишний» с Романом, Варей.
Перебрасывание мяча друг другу и ловля его.
Ситуативный разговор «Что такое ярость?»
ВЕЧЕР
Пересказ произведения В. Осеевой «Просто старушка» «по цепочке». – Формировать умение внимательно слушать товарищей, чтобы продолжить начатый пересказ.
Д/и «Закончи предложение»
Ц. : склонение существительных (с Ярославом, Дианой). Стр 70 Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей»
Беседа «Твои привычки культурного поведения»
Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества - лепка из пластилина и теста для лепки (по теме)