Наталия Куликова
Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Управления образования администрации Сергиево-Посадского
муниципального района Московской области
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №73»
Проект по теме: «Народная культура и традиции»
Сроки работы над проектом с12 марта по 30 марта 2018
Составила и реализовала Куликова Н. С
Сергиев Посад
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Публикация «Проект „Народная культура и традиции“ в старшей группе» размещена в разделах
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Предполагаемый результат:
• У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
• Дошкольники знают названия различных промыслов.
• Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
• Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
• Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Создание предметно-развивающей среды
Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;
в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.
Образовательная деятельность
Просмотр презентаций : «Голубая гжель»,
«Филимоновская игрушка»,
«Веселая дымка», «Русская матрешка».
НОД: рисование
-роспись дымковских игрушек,
-филимоновская ферма,
-голубая гжель,
-русская матрешка.
Аппликация
-хоровод матрешек.
Познание
ФЭМП «В гостях у матрешек»
Окр. мир
«Веселая была беседа»
Развитие речи
-знакомство с русскими-народными произведениями.
Беседы
«Россия моя мастеровая»,
«Старинные русские обычаи»,
«Русские народные игрушки»,
«Весенним вечером в крестьянском русском доме»,
«Устройство русской избы».
Чтение художественной литературы
Э. Успенский «Матрешки»
Я. Дубенский «Мы разные»
С. Есенин «Береза»
«Дымковская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
«Ой, свистулечка какая…»
«Богородская игрушка»
М. Бородицкая «Глиняная свистулька»
«Чем знаменито Дымково»
Рассказы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Айога», «Иван Царевич и серый волк».
Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Золотые ворота»,
«Горелки»,
«Гори-гори ясно»,
«Ручеек»,
«Карусель».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»,
«В русской избе».
Дидактические игры:
«Найди дымковскую игрушку»,
«Подбери узор к посуде»,
«Собери посуду»,
«Разложи по группам игрушки»,
«Декоративное домино».
Работа с родителями
(Консультации)
«Во что играли наши бабушки»
«Народные традиции и праздники»
«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»
«Сказки, рассказанные на ночь»
Итоговое мероприятие
Выставка творческих детских работ.
НОД «Путешествие на планету творчества»(роспись филимоновской игрушки)
Литература:
1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.
3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.
5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность
6. Статья из интернета http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.ht