Картавцева Елена
Календарно-тематическое планирование «Быт и культура русского народа» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Возраст: старшая группа детей с разным уровнем речевого развития
Тема недели: «Быт и культура русского народа»
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, о народных ремеслах, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Быт и культура русского народа“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
-Познакомить детей с устройством русской избы; с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; с традициями русского народа; с русским народным костюмом, народными музыкальными инструментами
-Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук; изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре; Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- Совершенствовать связную речь.
Итоговое мероприятие: праздник «Веселая ярмарка»
Понедельник Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей в подготовленной среде Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
Тема: «Народные ремесла»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к народным ремеслам
Задачи:
-расширять знания детей о русской национальной одежде;
-познакомить с технологией изготовления одежды;
-обогатить словарный запас по теме (полотно, прялка, кушак, сарафан, рубаха,веретено, холст);
-развивать интерес к старине и бережное отношение к старинным вещам;
-воспитывать уважение к нашим предкам и их нелегкому труду.
Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) : по плану музыкального руководителя. I Половина дня.
Артикуляционные и пальчиковые упражнения
- Рассматривание картинок с изображением русской избы.
-Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали).
- Рассматривание
деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.
Рассматривание
иллюстраций орудий труда крестьянина
и рассказ об их назначении.
Утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку. Завтрак.
- Загадки об орудиях труда
крестьянина.
- Д/и «Накрой русский стол»
«Собери картинку»
«Предметы русского быта»
II Половина дня.
Взбадривающая гимнастика после сна
Закаливающие процедуры
(умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Чтение литературы «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;
Куклы в народных костюмах, картинки с изображением русской избы, раскраски.
Музыкальные инструменты: рожок, свистулька, бубен.
Помощь в поиске материала для пополнения музея «Русская изба»
Прогулка
Выносной материал: Снеговые лопатки, мяч Цель: - расширять представления о предметах и явлениях природы.
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.
Эксперимент «Где быстрее снег растает»,— на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Д/игра «Что происходит в природе?» Цель: упражнять детей в употреблении в речи глаголов, в согласовании с слов в предложении. Ход игры: педагог задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок возвращая мяч должен дать ответ на вопрос) Пример: Солнце что делает?-Солнце греет!
Трудовое поручение: Уборка и наведение порядка на участке
Подвижные игры: «Аисты и лягушки», «Волк во рву».
Вторник Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей в подготовленной среде Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное развитие: «В гости к бабушке Арине» (экскурсия в мини-музей «Русская изба»)
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Задачи: - формировать навык порядкового счета; -закрепить в речи использование количественных и порядковых числительных; -совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости; - познакомить с жилищем наших предков и традициями строительства; активизировать словарный запас по теме (изба, сруб, рубить); -развивать мелкую моторику; -прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
Физическое развитие:
По программе физо I Половина дня.
Артикуляционные и пальчиковые упражнения. Утренняя гимнастика.
Рассматривание картинок с изображением русской избы.
Рассматривание схемы изготовления «Русской печи»
Д. И. «Разложи по местам»
Рассматривание
иллюстраций «Русский народный быт».
II Половина дня.
Взбадривающая гимнастика после сна
Закаливающие процедуры
(умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Чтение сказки
«Золотое веретено».
Вспомнить пословицы и поговорки.
Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников. Иллюстрации, изображающие русский народный быт.
Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки.
Схемы изготовления «Русской печи»
Внесение в изо уголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева Папка-передвижка «Народные промыслы»
Прогулка
Выносной материал: лопатки снеговые
Цель: учить наблюдать за весенней природой; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание
Наблюдение за капелью
Дидактическая игра "Что сначала, что потом?"
Цель - развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.
Дети отвечают на вопросы "Откуда появились сосульки?", "Что с ними может быть потом?"
Подвижные игры: «Мышеловка» Цель: развивать ловкость, умение действовать по сигналу.
Труд: уборка снега на участке
Среда Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей в подготовленной среде Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное (фцкм) и художественно-эстетическое развитие (рисование).
«Праздник Веснянка»
Цель: Расширение представлений о русских народных праздниках.
Задачи: - познакомить с народными обрядами и обычаями, связанными со встречей весны; уточнить признаки весны; развивать речь заучивая заклички, поговорки; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества; учить передавать в рисунке особенности праздничной одежды; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. I Половина дня.
Утренняя гимнастика. Артикуляционные и пальчиковые упражнения. Знакомство с устным народным творчеством : чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц. Д/ и:«Что за роспись?».
-Знакомство с русскими народными играми. Беседы «Откуда к нам пришла одежда?», «Во что одевались наши предки?»
Утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку. Завтрак.
- Беседа о русских головных уборах и народной обуви.
II Половина дня.
Взбадривающая гимнастика после сна
Закаливающие процедуры
(умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Чтение сказки «Царевна-лягушка»
- Мастерская:
Плетение из нитей
пояска для куклы. Альбом «Орудия труда крестьянина»
«Русские ремесла»
Орудия труда: веретено, сито, рубанок.
Макет мельницы.
Альбом «Как трудился русский народ»
Игры в уголке ряжения.
Д/и «Элементы русского костюма»
«Подбери узор для сарафана, кушака»
Раскраски с орнаментом.
Схемы рисования. Предложить выучить с ребенком пословицы и поговорки
Прогулка
Выносной материал: снеговые лопатки,
Шапочка для игры «Хитрая лиса» Цель – уточнить и расширить знания о неживой природе, о причинах возникновения ветра; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям; расширять словарный запас.
Наблюдение за ветром
Д/и "Так бывает или нет?» Цель: развивать логическое мышление; уметь замечать непоследовательность в суждениях.
Опыт: «Движение воздуха»
П. И. : "Хитрая лиса» - развивать внимание, ловкость, быстроту, умение действовать на сигнал.
Труд: расчистка дорожек от снега
Четверг
Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей в подготовленной среде Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное (фэмп) «Щи да каша пища наша»
Цель: Формирование навыка измерения объема условными мерками.
Задачи: закрепить понятие мерка; закреплять счет в пределах 10; развивать логику;
Художественно эстетическое развитие (лепка) :
Цель: Совершенствование навыков лепки предметов из глины.
I Половина дня.
Утренняя гимнастика. Артикуляционные и пальчиковые упражнения
Рассматривание картинок с изображением русского народного быта.
Рассматривание предметов народных промыслов.
II Половина дня.
Взбадривающая гимнастика после сна
Закаливающие процедуры
(умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Чтение художественной литературы «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
- Внесение в центр развития предметы для вышивания, вязания.
- Рассматривание
деревянной, глиняной
посуды, чугунов, подносов.
- Рассматривание
иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении.
Помощь при изготовления словаря.
Прогулка
Выносной материал: Мяч Цель – расширять представление о многообразии неживой природы, формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
Наблюдение за облаками
Д/и «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.
"Придумать предложение" Цель: - развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.
Игра-забава «Узнай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание
П/ игры: «Не дай мяч водящему» Цель: развивать быстроту движений, ловкость
Пятница
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная деятельность детей в подготовленной среде
Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
Речевое (коммуникативная) : «Чтение и пересказ сказки «Жихарка»
Цель: Развитие связной речи.
Задачи: - закрепить умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание небольших произведений; -закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию грамматически правильно, точно, образно;
-упражнять в отгадывании описательных загадок; - развивать логическое и образное мышление, мелкую моторику; обогащать словарь; воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим на примере героев сказки: умение жить дружно, помогать друг другу, проявлять заботу о близких; воспитывать интерес к художественной литературе, чтению.
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная) Рисование по мотивам хохломской росписи ложки для Жихарки. I Половина дня.
Утренняя гимнастика. Артикуляционные и пальчиковые упражнения
Рассматривание в книгах русские народные костюмы
Игра на народных
музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках.
Подготовка к ООД
II Половина дня.
Взбадривающая гимнастика после сна
Закаливающие процедуры
(умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A.Н. Толстого;
Альбом «Русские народные инструменты»
Русские народные инструменты : ложки, балалайка, трещетки.
Маски для игр-драматизаций.
Записи русской народной музыки
Презентация и оформление Словаря забытых слов.
Прогулка
Выносной материал: снеговые лопатки Цель: закрепить знания о том, что дерево живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле, учить отличать деревья по внешним признакам
Наблюдение за изменениями, происходящими с деревьями
Дидактическая игра "Отгадай, что за дерево" Цель: уметь описывать знакомые предметы и узнавать их по описанию.
Упражнение "Прошагай под приговорку"
Воспитатель произносит любую народную потешку, а дети шагают в соответствии с заданным ритмом. Цель - координация речи с движением.
Трудовое поручение: разгребание снега вокруг деревьев