Людмила Катышева
Инклюзивная практика в детском саду как средство для успешной социализации ребёнка ОВЗ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение воспитателей старших групп, реализующих программы дошкольного образов
ания[/h3]
Тема заседания: Инклюзивная практика в детском саду, как средство для успешной социализации ребёнка ОВЗ.
Дата заседания: 30 января 2025 г.
Выступающий: Катышева Людмила Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории.
СП МАОУ Переваловская СОШ корпус 2
Название выступления: Социализация детей с ОВЗ посредством игры.
Визуальное сопровождение опыта: презентация
Текст выступления
Добрый день, уважаемые коллеги.
Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда элементарного образования.
Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Игры для успешной социализации ребенка ОВЗ в своей практике я разделила на три блока:
1. Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.
Название: «Комплименты»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Оборудование: не требуется
Ход игры: Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Знакомство».
Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Оборудование: коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями, можно платок использовать.
Ход игры. Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.
2. Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
Игра «Цветок дружбы»
Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Оборудование: стакан, вода, пипетки.
Ход игры. Ведущий предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку - он «семечко». Ведущий поглаживает его - «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на голову водой - «поливает». «Семечко начинает расти» - ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»
Игра «Эхо»
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т. д. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
3. Игры, обучающие умению сотрудничать
Игра «Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Оборудование: лист бумаги.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
Игра «Сложи картинку»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать, развитие способностей согласованных действий с партнером по общению; развитие навыков группового взаимодействия
Оборудование: картинки животных, разрезанные на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост, например, собаки, кота.
Ход игры. Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост, например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо положить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.
Опыт работы позволяет сделать вывод: что включении детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений посредствам игры, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей приносят, и будут приносить результаты.
Спасибо за внимание.