Альфия Гиздатуллина
Календарно-тематический план во второй младшей группе. Лексическая тема «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели : Книжкина неделя
Цели и задачи: Уточнение и расширение представлений о книгах : разные по внешнему виду (большие и маленькие, с яркими картинками – иллюстрациями) ; формирование интереса к рассматриванию, слушанию книг; детские предпочтения и опыт (знакомые сказки, стихи и потешки); чтение и разучивание стихов, чтение и рассматривание иллюстраций.
Публикация «Календарно-тематический план во второй младшей группе, Лексическая тема „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Планы
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Рассматривание домов (по сказке «Заюшкина избушка») : выделение структуры, частей, материала для строительства, различие во внешнем виде декоре. Чтение сказок, обсуждение коллизии; поддерживание эмпатии к персонажам ; рассматривание иллюстраций. Конструирование домов для известных детям персонажей (из строительного конструктора, деталей настольного конструктора или кубиков – на выбор детей) Аппликация «Сказочный домик для самого любимого героя», рисование дома (передача основных частей, формы)
Итоговое мероприятие : изготовление книжки- малышки «Сказочные домики»
День недели : Понедельник Дата : 12 марта
Совместная деятельность детей и взрослых Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей и социальными институтами
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДвРМ) Индивидуальная работа (ИР)
Развитие речи: «Стоит в поле теремок»
Задачи:
Звуковая культура речи: уточнять и закреплять правильное произношение гласного звука Ы в звукосочетаниях, словах и предложениях.
Связная речь: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать разыгрывать ролевой диалог. Самостоятельно связывать 2-3 фразы в игре – инсценировке, строить повествование совместно со взрослым.
Грамматический строй:
Обогащать словарь прилагательными. Развивать понимание предлогов с пространственным значением. Закреплять форму глагола беги.
Словарная работа: уточнять и обогащать словарь детей : теремок, поселилась.
Чтение художественной литературы: «Любимые сказки».
Задачи:
Связная речь: учить детей передавать содержание сказки.
Грамматический строй: упражнять в согласовании существительных с глаголами, прилагательными.
Звуковая культура речи: стимулировать четкое произношение звуков в словах и словосочетаниях.
Словарная работа: обогащать словарный запас словами : путаница, жадность
2. Музыкальная деятельность
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Беседа на тему : «Книги». Цель: для чего она нужна, как нужно с ней обращаться. Что интересного можно узнать из книги? Как называется место, где собрано много книг.
Дидактическая игра «Составить фигуру домика».
(блоки Дьенеша) Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Настольно-печатная игра «Большой – маленький» Цель: Закрепить умение различать контрастные по величине предметы используя при этом слова большой, маленький.
В гости к детям пришла собачка Жучка. Она играла с мячами и они раскатились по листу бумаги. Жучка просит ребят помочь ей собрать мячи на места (накрыть крышками соответствующие места на карточке) используя слова: большой, маленький.
Рассматривание и описание картинок, иллюстраций в книгах. Цель: учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; четко и правильно произносить сочетание звуков [из]; уместно употреблять в описательной речи предлог из.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Физминутка Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились.
Божьи коровки покажите ваши головки, носики, ротики, крылышки -Ручки, ножки, животики.
Божьи коровки поверните направо головки,
Божьи коровки поверните налево головки,
Ножками притопните, крылышками хлопните
Друг другу повернулись и мило улыбнулись.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожккам
Подвижная игра: «Повторяйте за мной» (ходим (дети ходят, шагаем (шагают, Прыгаем, танцуем, приседаем, бегаем и т. д.) Цель: Развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу.
Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цели: Воспитывать любовь и уважение к книге, умение её слушать и понимать, оценивать поступки героев. Развивать речевую активность.
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». Цель: учить применять полученные знания в игровой ситуации. ,заботиться о книгах; развитие речевой активности.
Опытно – экспериментальная деятельность Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем. Ход игры - экспериментаВыбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Хозяйственно – бытовая деятельность Продолжать учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; складывать в определенном порядке снятую одежду. Воспитывать самостоятельность, аккуратность
Индивидуальная работа по ИЗО Ефимом, К. Александром
Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию с Кириллом, Катей
Пальчикова ира «Непоседа» Пальчик, пальчик, непоседа,Где ты бегал, где обедал?Я с мизинцем ел калинку,С безымянным ел малинку,Ел со средним землянику,С указательным – клубнику! цель: закрепить названия пальчиков.
Поощрять участие детей
в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Закреплять навыки умывания, способствовать выполнению навыка сознательно и с удовольствием выполнять правила умывания.
Оборудование: карточки с кругами большого и маленького размера, крышки.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет
Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Рассматривание иллюстраций, картин со сказками
День недели : Вторник Дата 13 марта
Совместная деятельность детей и взрослых Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей и социальными институтами
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДвРМ) Индивидуальная работа (ИР)
1. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование «Свойства воды». Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (На нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас- грязная и употребляется только после чистки).
Материал: колба с водой, розетка с песком, вата, сито, чайник с питьевой водой, гуашевые краски, соль, сахар, микроскоп.
2. Двигательная
деятельность
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»
Цель: учить детей рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя о том, как выглядят герои сказки
Игра малой подвижности «Угадай, кто позвал» Цель: научиться определять товарища по голосу. Ходьба по ограниченной поверхности
Дидактическая игра «Не поделили игрушку» Цели: Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения. Формировать у детей понятие о причинах возникновения ссор, конфликтов. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Сюжетно- ролевая игра «Книжный магазин» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Игры-забавы с мыльными пузырями. Обеспечить профилактику эмоционального напряжения.
Дидактическая игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь, воспитывать выдержку, речь.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, достать предмет, после чего рассказать о нём.
Ход игры
Воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Проводит краткую беседу, что это, какое, для чего нужно.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, находят предмет и называют его, затем достают и показывают. Можно в мешочек сложить все предметы, дети выбирают один и называют его. Можно в мешочек положить 1 предмет, остальные оставить на столе. Ребята угадывают на ощупь, что это за предмет, другие дети говорят, правильно ли угадали или нет. Если ребёнок затрудняется ответить, загадываем загадки о предмете. Либо ребёнок описывает предмет, остальные угадывают его.
Подвижная игра:«Хитрая леса» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Конструирование из конструктора ЛЕГО Тема : предложить построить полки для книг
Программное содержание:
- воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;
- учить называть свойства предмета
- развивать воображение, память, образное мышление;
Индивидуальная работа по развитию движений с Кириллом, Катей
Индивидуальная работа по развитию памяти внимания, мышления с Дилей, Сашей Кисиевой
Игра на раз-е внимания: .«Найди лишнюю пуговицу»
Цель: Развивать слуховое внимание и фразовую речь, мелкую моторику пальцев рук
. Материал: мыльные пузыри
Предложить сделать совместно с детьми книжки –малышки.
День недели : Среда Дата: 14 марта
Совместная деятельность детей и взрослых Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей и социальными институтами
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДвРМ) Индивидуальная работа (ИР)
1. Музыкальная деятельность.
2. Аппликация
«Сказочный домик для самого любимого героя». Цель: формировать умение предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Беседа по теме «Книжный мир». Цель: Познакомить детей с устройством библиотеки, с различными видами книг, с изготовлением книг; расширить представление детей об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Наблюдение за состоянием погодыЦель: учить определять время года по характерным признакам.
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль». Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. «Береги предмет». Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Чтение сказки «Гуси – лебеди»
Цель: познакомить детей со сказкой, вызвать желание послушать еще раз.
Театрализованная деятельность «У Тани порвалась книга» Цель: способствовать формированию навыка заклеить книгу, закреплять знание о том, что если книга порвалась, необходимо ее заклеить.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Сюжетно- ролевая игра «Книжка подружке». Цель: учить детей правильно составлять полное предложения, проявлять бережное отношение к книгам, учить дарить правильно подарки.
Дидактическая игра «Живое домино»
Цель: закрепит знание о цвете, понимание слов «одинаковые», «парные», воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Игровые правила: дети становятся в пару с тем, у кого лента такого же цвета после слов воспитателя «Найди свою пару!»
Ход игры
Воспитатель до игры повязывает на руке каждого ребёнка ленточку. Цвета разные, но повторяются, чтобы дети могли находить одинаковые ленточки и становиться в пары. Выясняют, какого цвета ленты, у кого одинаковые ленты. «А сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, а когда я скажу «Найди свою пару!», вы будете искать того, у кого такая же ленточка Побежали все по комнате!»
Воспитатель поёт песенку или хлопает в ладоши, даёт сигнал, дети ищут себе пару. Педагог просит проверить, правильно ли дети определили цвет.
Можно находить одинаковые фигуры одного цвета.
Игра «Кукла Катя с книгой». Цель: воспитание бережного отношения через сюжетную игру с куклой, развитие умения правильно пользоваться книгой.
Игра «Цветные кубики» Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Индивидуальная работа по ИЗО деятельности с Александром Б., Данилом
Индивидуальная работа по математическому развитию с Артемом, Ефимом
Самостоятельные игры для детей: Предложить детям кегли, кольцеброс, мячи.
Цель: Учить самостоятельно развивать двигательную активность, силу, ловкость.
Информация для родителей
«Будьте внимательны с книгой».
День недели : Четверг Дата :15 марта
Совместная деятельность детей и взрослых Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей и социальными институтами
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДвРМ) Индивидуальная работа (ИР)
1. Двигательная деятельность.
2. Познавательно исследовательская деятельность.
Сенсорика
«Сравниваем предметы»
Цель: познакомить детей со способами сравнения предметов по высоте; учить сравнивать контрастные по высоте предметы и отражать результаты сравнения со словами выше - ниже, высокий - низкий; приучать анализировать предложенное задание, развивать внимание.
Материал: две игрушечные елочки и два домика разной высоты (объемные); пирамидки; разные предметы. (можно использовать предметы для сравнения согласно темы недели). ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Беседа на тему «Путешествие по сказкам».
Цели: создать условия для развития творческих способностей детей через сказки; учить переносить сюжет сказки в игру; развивать память, внимание, речь, мышление, координацию, двигательную активность
Дидактическая игра Чудесный мешочек. Проговаривание чистоговорки: «Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла, так мылась Мила.»
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём. Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
Конструктивные игры по теме «Дом для куклы Кати»
Программно содержание:
- воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять детей в названии цветов;
- развивать воображение, память, образное мышление;
- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;
- различать размер и форму предметов.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Игра малой подвижности «Пузырь» : Цель: продолжать учить детей, стоя в круге и держась за руки, сужать и расширять круг, действовать в соответствии со смыслом произносимого воспитателем текста.
Подвижная игра «Идите ко мне». Цели: учить выполнять задание воспитателя;одить прямо, сохраняя заданное направление
Эмоциональные игры ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК.
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую “кучу-малу” ко всеобщему удовольствию всех участников.
Игры с пластилином Тема : «Палочки для крыши» Цели: закреплять умение работать с пластилином, раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, любоваться готовым изделием. Предварительная работа: театрализованный показ сказки «Теремок». Содержание образовательной деятельности: Воспитатель: Стены теремка звери уже построили. Осталось построить крышу – и теремок будет готов. (Прикрепляет к фланелеграфу изображения стены, крыши.) Но у зверюшек не хватает палочек – бревнышек для строительства. Поможем им. Сделаем палочки из пластилина. Для палочек – бревнышек нужен пластилин коричневого цвета. Возьмем из коробочки пластилин коричневого цвета, разомнем его. Затем раскатаем из комочка палочку. (Показывает приемы раскатывания палочек. Дети повторяют движения педагога, выполняя прямые движения ладонями.)
- Если каждый из нас сделает по одной палочке, то зверятам как раз хватит, чтобы сделать крышу. Давайте поторопимся, а то вдруг дождик начнется. Принимайтесь за работу.
Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Индивидуальная работа с детьми по развитию познавательных способностей с Данияром, Дариной, Асией
Воспитывать умение высказываться, не перебивая друг друга, говорить спокойно. Поощрять попытки детей рассказывать об изображенном на картине, отвечать на вопросы воспитателя, способствовать формированию фразовой речи.
Индивидуальная работа по развитию движений у детей с Артемом, ,Александром
Пальчиковая гимнастика: «Сорока – ворона»
Цель: Развивать моторику пальцев рук
.
Оборудование: настольный кукольный театр «Теремок», фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (стены, крыша, пластилин, салфетки, дощечки.
Принести сделанные совместно с детьми книжки- малышки
День недели : Пятница. Дата : 16 марта
Совместная деятельность детей и взрослых Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей и социальными институтами
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДвРМ) Индивидуальная работа (ИР)
1. Рисование «Избушка лубяная., избушка ледяная». Цель: приемы обучения рисования и закрашивания квадрата, треугольника большого и маленького размера с помощью кисточки, развитие умения подбирать цвет развитие умения правильно держать кисть, добиваться свободного движения руки во время рисовании; упражнения с целью формирования навыков рисования несложных сюжетных композиций;
2. Двигательная деятельность.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Беседа-обсуждение «Что дети знают о книгах?».
Цель: уточнить знания детей о книгах, их разнообразии; развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.
Подвижная игра «ВОЛК-ВОЛЧОК» Основное движение: ходьба, бег. Выбирается водящий. Он стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят слова:
«Волк-волчок,шерстяной бочок,
через ельник бежал,в можжевельник попал,
зацепился хвостом,ночевал под кустом.»
Дети убегают в домики
Театрализованная деятельность «Очень, нужен людям книга» Цель: развивать у детей интерес к книге; учить заботиться о ней;, запоминать правила обращения с книгой; развивать умения делать простейшие выводы.
ИГРА "Почитаем сказку кукле Даши"
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями си куклой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия
Опытно – экспериментальная деятельность. Экспериментирование с песком. Дополнить элементарные представления детей о свойствах песка (сухой – рассыпается, мокрый – липнет, принимает форму емкости). Формировать элементарные навыки экспериментирования.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам
Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин). Воспитывать любовь к русской народной сказке.
Игра на саксофоне, на дудочке
Хозяйственно – бытовая деятельность Самообслуживание:
- одевание – раздевание;
-содержание в порядке одежды и обуви.
-учить пользоваться различными застежками на одежде (расстегивать и застегивать их).
-умывание
- совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вещать;
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». Основное движение: прыжки, бег.
Описание игры:
Воспитатель предлагает детям попрыгать, как мячики, а сам произносит текст%
«Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой!»
А я догоню – на эти слова дети перестают прыгать и разбегаются.
Воспитатель догоняет.
Итоговое мероприятие изготовление книжки- малышки «Сказочные домики»
Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания;
Индивидуальная работа по развитию речи Кириллом, Аней
Потешки, прибаутки
«коза», «сорока-белобока», «петушок». Цель: Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек
Артикуляционная гимнастика «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Выставка книжек