Лучший педагог года

Календарно-тематический план кружковой работы по подготовке ребенка к школе «Умные пальчики»

Антонина Пижамова
Календарно-тематический план кружковой работы по подготовке ребенка к школе «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара

Календарно – тематический план

кружковой работы

в подготовительной группе №1

по подготовке ребенка к школе

«Умные пальчики»

( Предполагаемые сроки: Сентябрь-Май 2016-2017 уч. год)

Руководитель:

Пижамова Антонина Александровна

Публикация «Календарно-тематический план кружковой работы по подготовке ребенка к школе „Умные пальчики“» размещена в разделах

г. Самара 2016 г.

Актуальность выбранной темы:

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

При развитии мелкой моторики и графических навыков у дошкольников необходимо :

1. Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии; мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

2. Развивать общую моторику, графомоторику, двигательные функции рук, зрительно-моторную координацию, внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление, внимание и память, творческие способности.

3. Воспитывать интерес к процессу обучения в целом, усидчивость, аккуратность.

4. Познакомить с тетрадями в крупную клетку и в косую линию, учить правильно работать с ними, контролировать способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Необходимо уделять большое внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Для занятий по подготовке руки ребё нка к письму используются следующие игровые задания и упражнения:

Работа с линиями. Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини», создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

Раскрашивание. Научить детей правильному раскрашиванию: не выходить за пределы контура, делать закрашивание сплошным, без полос;

Штрихование. Внимание ребёнка обращается на направление штриховки (стрелка, одинаковое расстояние между линиями и их параллельность. Во время работы дети учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений.

Обведение по точкам и по контуру. Это упражнение развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.

Дорисовывание. Развивает воображение, творческое мышление.

Через каждые 5-10 минут работы ребёнку необходим отдых. Для этой цели на занятиях проводятся физкультурные минутки. Пальчиковая гимнастика является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности.

Графический навык предполагает: Умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона, устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Особенности организации: программа кружка «Умные пальчики» рассчитана на 1учебный год. Обучение детей происходит на специально организованных занятиях по запросам родителей на безвозмездной основе. Занятия проводятся 4 раза в месяц, по четвергам, с сентября по май во вторую половину дня по 30 мин. Содержание занятий педагог может обогащать дополнительным материалом, грамотно варьировать в зависимости от усваиваемости материала воспитанниками.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Тема (содержание) Кол–во

часов Дата

проведения

1. СЕНТЯБРЬ

Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Рисуем линии в пределах одной клетки «Заборчик».

Цель: Учить ребят правильно организовывать свое рабочее пространство за столом, обратить внимание дошкольников на то, как должна лежать тетрадь (под наклоном, правым уголком вверх, ладонь левой руки при этом придерживает тетрадь, за красными полями писать нельзя. Развивать умение правильно держать карандаш в руке. Учить ребят следить за посадкой за столом. (См. прил. 1)

30 мин. 08.09.

2. Выполняем графический узор по образцу педагога. Линии прямые и наклонные (в правую сторону, в левую) в пределах клетки.

Цель: Учить детей ориентироваться в пределах клетки в тетради, развивать умение видеть клетку, мелкую моторику. (См. прил. 2) 30мин. 15.09.

3. Обводим квадратные клетки, рисуем флажки, квадратный заборчик.

Цель: Продолжаем учиться ориентироваться по клеткам, развиваем у ребят способность продолжать узор по образцу. (См. прил. 3) 30 мин. 22.09.

4. Рисуем круги в клетках большие и маленькие, чередование кругов и квадратов, различных по размеру.

Цель: Учимся чередованию узора через клетку, через 2 клетки, развиваем графические навыки. (См. прил. 4) 30 мин. 29.09.

1. ОКТЯБРЬ

Учимся рисовать треугольники, треугольные заборчики высокие и низкие, по образцу, предложенному педагогом.

Цель: Воспитывать аккуратность, умение правильно держать карандаш, следовать наглядной инструкции.

(См. прил. 5)

30 мин. 06.10.

2. «Зигзаги и волны». Усложненный вариант.

Цель: Развивать мышление и мелкую моторику пальцев, учить выполнять графический узор аккуратно. (См. прил. 6) 30 мин. 13.10.

3. «Домики квадратные с треугольной крышей», ромбики, прямоугольники. Цель: Развивать внимательность, тренировать зрительную память. (См. прил. 7) 30мин. 20.10.

4. Трапеции, многоугольники. Рисуем кораблики с флажками.

Цель: формировать умение обводить изображение по пунктирным линиям, далее выполняя типичные узоры самостоятельно, воспитывать усидчивость. (См. прил. 8) 30 мин. 27.10.

1. НОЯБРЬ

Знакомимся с тетрадью в косую линию. Рисуем наклонные линии и крючки (закругленные вниз)

Цель: Познакомить с правилами правильного обращением с тетрадью в косую линию: обратить внимание на расположение линий в тетради, красную линию, за которой писать нельзя. Развивать внимательность и аккуратность. (См. прил. 9.)

30 мин. 03.11.

2. Чередование наклонных линий коротких и длинных. Крючки (закругленные сверху).

Цель: Развивать умение правильно ориентироваться в строках, орфографику. (См. прил. 10) 30 мин. 10.11.

3. Крючки большие и маленькие. (Закругленные снизу). Крючки большие и маленькие чередование (Закругленные сверху). Цель: Развивать произвольное внимание, умение писать ручкой, координацию движения. (См. прил. 11) 30 мин. 17.11.

4. Петлички снизу и петлички сверху. Учимся писать не сложные прописные буквы: о, а, и, у.

Цель: Вызвать интерес у ребят к написанию букв прописью, воспитывать усердие и усидчивость.

(См. прил. 12) 30мин. 24.11.

1. ДЕКАБРЬ

Работа в тетради в крупную клетку. Учимся правильно писать цифры: 0, 1, 2. Разучивание пальчиковой игры

«Буратино». (См. прил. 13)

30 мин. 01.12.

2. Учимся правильно писать цифры: 3, 4, 5.

Цель: обращать внимание воспитанников на осанку при посадке за столом, постановку ног.

30 мин. 08.12.

3. Учимся правильно писать цифры: 6, 7, 8. Познакомить со штриховкой.

Цель: Развивать мелкую моторику у детей, внимательность и аккуратность. 30 мин. 15.12.

4. Учимся правильно писать цифры: 9,10. Разучивание пальчиковой игры «Дождь считает пузыри» (См. прил. 14) 30 мин. 22.12.

1. ЯНВАРЬ

Решаем числовые неравенства, используя знаки больше, меньше, равно, элементарные примеры.

Цель: учить детей оформлять примеры графически, по инструкции педагога. (См. прил. 15)

30 мин. 05.01.

2. Штриховка геометрических фигур.

Цель: Расширять знания дошкольников о различных способах штриховки, развивать графическую зоркость. (См. прил. 16) 30 мин. 12.01.

3. Упражнение «Дорисуй вторую часть графического рисунка - Бабочка». Раскрась рисунок.

Цель: учить ребят считать по клеткам, ориентироваться на листе бумаги. (См. прил. 17) 30 мин. 19.01.

4. Пишем буквы в тетради в косую линию: г, д, л.

Цель: Продолжать развивать мелкую моторику пальцев будущих первоклассников. 30 мин. 26.01.

1. ФЕВРАЛЬ

Графический рисунок «Слоненок». Решаем примеры.

Цель: Умение повторять изображения по образцу, тренировать зрительную память. (См. прил. 18)

30 мин. 02.02.

2. «Палочки чудесные».

Цель: Формировать умение выкладывать изображение из счетных палочек по образцу и по замыслу. 30 мин. 09.02.

3. «Мой веселый звонкий мяч».

Цель: Развивать умение дорисовывать вторую половину симметричных предметов, мелкую моторику и аккуратность. (См. прил. 19) 30 мин. 16.02.

4. «Веселые картинки».

Цель: Умение обводить изображение по пунктирным линиям, воспитывать усидчивость. Выполнять графические движения с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. (См. прил. 20) 30 мин. 23.02.

1. МАРТ

«Повтори узор - веселенькие бусы».

Цель: Развивать внимание, умение продолжить ряд из геометрических фигур, развивать логическое мышление.

(См. прил. 21)

30 мин. 02.03.

2. «Послушный карандаш».

Цель: Умение выполнять штриховку в заданных направлениях, параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево;

Развивать умение правильно держать карандаш. (См. прил. 22) 30 мин. 16.03.

3. «Помоги ежику добраться до грибочка». Работа с линиями.

Цель: Учить слышать и выполнять словесную инструкцию взрослого, проявлять самостоятельность, познавательную активность. (См. прил. 23) 30мин. 23.03.

4. Графический диктант «Змейка».

Цель: учить ребят считать по клеткам, ориентироваться на листе бумаги. (См. прил. 24) 30 мин. 30.03.

1. АПРЕЛЬ

«Узор по цифрам». Цветок.

Цель: учить ребят соотносить цвет с соответствующей цифрой, развивать умение красиво закрашивать рисунок. (См. прил. 25)

30мин. 06.04.

2. Работа в тетради в косую линию. Пишем буквы: ш, щ, ц.

Цель: развивать орфографику, аккуратность. 30 мин. 13.04.

3. Графический диктант «Человечек»

Цель: Закреплять понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», повторить порядковый счет. (См. прил. 26) 30 мин. 20.04.

4. Закрашивание рисунка по цифрам. Дельфин.

Цель: учить ребят соотносить цвет с соответствующей цифрой, развивать умение красиво закрашивать рисунок (См. прил. 27) 30 мин. 27.04.

1. МАЙ

Графический диктант: «Собачка». (См. прил. 18)

Цель: Продолжать развивать графические умения и навыки.

(См. прил. 28) 30 мин 04.05.

2. Решаем примеры и задачи.

Цель: закреплять полученные умения и навыки. 30 мин 11.05.

3. Рисование по клеточкам «Машина».

Цель: воспитывать у детей самостоятельность при создании графического рисунка». (См. прил. 29)

30 мин 18.05.

4. Графические диктанты «Рыбка», «Ключик». Закрась рисунки.

Цель: Развивать мелкую моторику, вызвать положительные эмоции от проделанной работы. (См. прил. 30). 30 мин 25.05.

Список литературы

1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с. : ил. – (Серия «готовимся к школе»).

2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Е. Нитылкиной. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 48с. : ил.

3. Бурдина С. В. Готовим руку к письму 1-2часть

Публикации по теме:

«Умные пальчики нам помогают. Умные пальчики нас развивают». Развиваем интеллект через движения«Умные пальчики нам помогают. Умные пальчики нас развивают». Развиваем интеллект через движения Давно уже известно, что самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий.

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Календарно-тематический план на лето в средней группе календарно - тематический план на лето в средней группе Дата, тема Речевое развитие Художественно - эстетическое Физическое Развитие Познавательное.

Календарно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми первой младшей группы на январь Январь. 1-я неделя. Каникулы. Январь. 2-я неделя. Занятия. Понедельник. •Развитие речи. Наблюдение за птицами. •Физкультурное. Спрыгивание с.

Календарно-тематический план работы на лето (2 мл. группа) Последняя неделя июля (25.07.2016 — 29.07.2016): Познавательные игры и упражнения по предметному и социальному окружению 1. «Путешествие.

Календарно-тематический план недели «Деревья и кустарники» Тема недели: «Деревья и кустарники» Цель: Совершенствовать знания детей о деревьях и кустарниках (названия, строение). Продолжать учить.

Календарно-тематический план в подготовительной группе Календарно-тематический план. Сроки реализации Тема Развёрнутое содержание работы Образовательные области Форма организации детской деятельности.

Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС до Тема недели: «День защитника отечества» Возрастная группа: подготовительная к школе Итоговое мероприятие: Выставка стенгазеты-поздравления.

Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе «Удивительный мир профессий» Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе. «Удивительный мир профессий». Пояснительная записка. В жизни каждого.

Социально-педагогический проект «Умные пальчики» (подготовительная к школе группа) Социально-педагогический проект Тема «Умные пальчики» Подготовительная к школе группа Авторы создания проекта: учитель – логопед: Храмцова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематический план кружковой работы по подготовке ребенка к школе «Умные пальчики»
Опубликовано: 4 октября 2016 в 09:57
+111Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарно-тематический план кружковой работы по подготовке ребенка к школе «Умные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Пижамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД