Ольга Балабан
«Умные пальчики нам помогают. Умные пальчики нас развивают». Развиваем интеллект через движения
▼ Скачать + Заказать документы
Давно уже известно, что самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
В последние годы количество детей с трудностями в обучении и адаптации заметно увеличилось. Отсюда остро встает вопрос полноценной подготовки детей дошкольного возраста к новому и достаточно сложному этапу, а именно обучению в школе. Для развития и преодоления нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Публикация «„Умные пальчики нам помогают, Умные пальчики нас развивают“, Развиваем интеллект через движения» размещена в разделах
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако И. П. Павлов утверждал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно–развивающие и формирующие программы, где значительное место уделяется кинезиологическим упражнения. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики относятся к здоровьесберегающим технологиям, которые сегодня активно внедряются в процесс воспитания и обучения дошкольников.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Можно предложить детям следующие упражнения:
1. «Кулак — ладонь»
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Вторая рука открыта и лежит ладонью вниз. Проговаривая текст упражнения одновременно кулак разжать, а ладонь сжать в кулак. Синхронно меняем руки. Движения по мере усвоения можно ускорять. Следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные движения.
Если хочешь делай так,
То ладошка, то кулак.
Всё быстрей делай так,
Вот ладошка, вот кулак.
2. «Оладушки»
Правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена: т правая ладонью открывается вверх, а левая — ладонь закрывается вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Мы оладьи напечем
И опять играть начнем.
3. "Ищет птичка"
Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев, образуя кольцо. На каждый ударный слог, пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка»
(кулак — ребро — ладонь)
Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
5. «Лезгинка»
Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски —
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!
В заключении хочется сказать, что дети очень любят играть в пальчиковые игры. Особое удовольствие и гордость за себя у них вызывают упражнения хорошо освоенные и при выполнении которых все получается. Если вас заинтересовала данная тема, вы можете найти много интересных упражнений в книге Сиротюк А. Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольника».