Лейля Акимова
Сценарий «Калейдоскоп по сказкам А. С. Пушкина. А. С. Пушкин и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Калейдоскоп по сказкам А. С. Пушкина. А. С. Пушкин и музыка»
«Мы очень рады всем гостям
И всех встречаем лаской,
Ведь не случайно садик наш
Облюбовали сказки!»
Звучит тема «города Леденца» из антракта «Три чуда».
Ведущая: Прислушайтесь! Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, плывет и расплывается сказка. Сплетенная из лунного света, перевязанная солнечным лучом, обвитая облачным поясом, она зовет нас вновь в красивый и таинственный мир.
Публикация «Сценарий „Калейдоскоп по сказкам А, С, Пушкина, А, С, Пушкин и музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Мы открываем музыкальную гостиную и приглашаем посетителей в зал!
(В зал входят дети).
Ведущая: Волшебная музыка привела нас сегодня на эту встречу. Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте ее начало: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Кто может сказать, как она называется? (Ответы детей). А написал эту сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот видите, у меня книга его сказок с замечательными рисунками. Давайте поместим ее на эту подставку.
(Поставить книгу на мольберт, обратить внимание на иллюстрации).
Ведущая: В нашей музыкальной гостиной мы будем говорить о музыке и, как вы уже догадались, о сказках. С минуты на минуту сюда придет известный герой из пушкинской сказки «О попе и работнике его…» Подскажите его имя… ( Дети: «Балда!»). А вот и он сам!
Под музыку в зал входит Балда, он тоже несет книгу со своей сказкой. Обращается к ведущим.
Балда: Здравствуйте ребята! Я пришел на встречу с вами для того, чтобы познакомить вас со сказкой, которую написал мой любимый автор – А. С. Пушкин. (Смотрит по сторонам). Мне сказали, что ваша гостиная называется «музыкальной», значит, речь пойдет о музыке? А я думал, что мы будем говорить о сказках… Что-то я запутался, помогите разобраться, о чем пойдет речь: о музыке или о сказках?
Ведущая: Дело в том, что многие композиторы очень любили произведения А. С. Пушкина и сочиняли на его стихи прекрасную музыку. Чтобы научиться узнавать эти музыкальные произведения, я приглашаю всех в путешествие!
Балда: Ух, ты! Здорово! А мы не заблудимся?
Ведущая : Нет! Мы будем использовать карту волшебной страны.
Балда: Какой страны?
Ведущая : Вот, посмотрите – это «Карта музыкальной страны А. С. Пушкина».
Подходит к карте. Балда тоже подходит, рассматривает с удивлением…
Балда: Вот это да-а-а! Только кто же нас будет сопровождать по этой карте, ведь мы дороги не знаем?
Ведущая: Не стоит волноваться. Ведь у нас есть помощник, тоже сказочный персонаж. Вот он!
Достает шмеля, спрашивает детей, знаком ли им этот герой, из какой он сказки…
Ведущая: Шмель укажет дорогу!
Звучит тема «полет шмеля», Балда прикрепляет его на карту. Ведущая: Итак, путешествие начинается!
Балда: Ой, смотрите, шмель у меня в руках прямо бьется и гудит! Это потому, что путешествие начинается с его сказки!
Ведущая: Как вы уже знаете, оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане» написал великий русский композитор Н. А. Римский – Корсаков. В нашей гостиной есть его портрет. (Обращает внимание детей). Один из самых известных фрагментов оперы – это отрывок под названием «Три чуда города Леденца».
Давайте начнем читать первые строки – герои сказки тут же оживут…
Приглушенно звучит тема «Лебедь».
1-й ребенок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
2-й ребенок: А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Выход Царевны с небольшим танцевальным номером. Роль исполняет ребенок.
Царевна-Лебедь: Здравствуйте, гости дорогие! Как услышала чудные строки, к вам поспешила, чтобы пригласить всех в свою сказку!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Взмахивает крыльями, садится на стульчик Ведущая меняет декорацию, на фоне которой будут петь девочки.
Девочки (3-6 человек) исполняют песню «Прялица»
Три девицы остаются, остальные уходят на места. Роль рассказчика выполняет ребенок (взрослый).
- «Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
- «Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
- Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Рассказчик : Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора,
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь: Здравствуй, красная девица…
Рассказчик : Говорит он.
Царь: …будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Рассказчик : Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Дети садятся на места.
Балда: А какое еще чудо было в этой сказке?
Ребенок: Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд…
Меняется декорация, выходят дети- участники шумового оркестра.
Выступление оркестра – «Во саду ли, в огороде».
Звучит тема шмеля.
Балда: Посмотрите, шмель опять бьется, он хочет перелететь в следующую сказку! Она называется «Сказка о рыбаке и рыбке».
Переставляет шмеля на карте. Звучит пьеса К. Сен-Санса «Аквариум». Меняется декорация.
Ребенок: В третий раз он закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Выходят участники инсценировки.
Ребенок: Старичок к старухе воротился.
Что же? Пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху.
За столом сидит она царицей…
Как увидел старик – испугался!
В ноги он старухе поклонился.
Старик: Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?
Ведущая: Говорит старику старуха…
Старуха: Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…
Артисты замирают, как в стоп-кадре.
Балда: А что из этого стало? Чем сказка закончилась? Вы знаете?
Ответы детей: осталась старуха у разбитого корыта. Участники сценки кланяются, садятся на места.
Звучит тема шмеля. Балда переставляет его на следующую сказку. Музыка меняется на народную. С трещотками, бубнами выходят дети, исполняют песню «А я по лугу» - это ярмарка. Выставляется декорация для кукольного театра.
Ребенок: Жил-был поп толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Ребенок Балда: Что батька так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп: Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
Балда: Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу.
Куклы замирают, ведущая обращается к детям: «А чем же эта сказка закончилась? Чему она нас учит?». Дети отвечают.
Ребенок: Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп,
За дешевизной!»
Артисты кланяются, уходят на места. Балда благодарит детей за то, что они так хорошо знают его родную сказку…
Ведущая: На нашей карте остался последний пункт. Он называется «Замок Черномора».
Балда переставляет шмеля, декорация меняется.
Балда: А кто сочинил музыку для замка Черномора?
Ведущая: Композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Когда мы с ребятами знакомились со «Сказкой о царе Салтане», то узнали, что у чудо – богатырей, которые выходили из моря, был главный военачальник по имени Черномор. Он – добоый. Но в произведениях Пушкина есть второй Черномор – злой, он - из поэмы «Руслан и Людмила».Этот Черномор похитил прекрасную царевну, которую звали Людмила и силой волшебства перенес ее в свой дворец. Сейчас вы послушаете отрывок, который так и называется – «Марш Черномора», музыка нарисует нам появление злого волшебника.
Звучит «Марш Черномора» в исполнении взрослых на фортепиано
Балда: Наше путешествие закончилось! С вашей помощью, ребята, я познакомился с музыкой, написанной русскими композиторами к сказкам Пушкина!
Ведущая: Теперь, вы знаете, что у сказок Пушкина есть еще и вторая жизнь – в музыке. Почти ко всем известным произведениям Пушкина обращались и обращаются композиторы! А наша музыкальная гостиная всегда открыта для тех, кто любит музыку и сказки!
И теперь я приглашаю героев пушкинских сказок, встречайте!
Дефиле героев пушкинских сказок
Кот из Лукоморья;
Три девицы и царь Салтан;
Царевна Лебедь;
Шамаханская Царица и Звездочет;
Старуха из «Золотой рыбки»;
Царица с зеркальцем;
Балда.
муз. рук. Акимова Л. Ш., Добровинская В. В.