Папки-передвижки

Консультация «Какие занятия полезны для детей 3–4 лет»

алёна алексеевна рябко
Консультация «Какие занятия полезны для детей 3–4 лет»

«Какие занятия полезны для детей 3–4 лет»

В трехлетнем возрасте ребенок переживает не только «возраст почемучки», но и очередной кризис. Он начинает противоречить взрослым, все стремится сделать на свой лад, отказывается слушаться, закатывает истерики. Малыш считает себя большим и ищет уважения к себе. Ребенок этого возраста учится считаться с чувствами других и начинает осознавать, что он уже достаточно взрослый, чтобы не просто наблюдать за окружающим миром и людьми, но и самому как-то на них влиять, принимать собственные решения. Кроха стремится быть лидером, однако зачастую ему не хватает знаний и умений. Нынешний возраст – благоприятный период для развития важных сфер жизни и личности ребенка. Поэтому полезные занятия для детей 3–4 лет важно подбирать с учетом вышесказанного.

Публикация «Консультация „Какие занятия полезны для детей 3–4 лет“» размещена в разделах

ЧТО УМЕЕМ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ? Строить развивающие занятия для детей 3–4 лет необходимо с учетом тех навыков и умений, которые у конкретного ребенка уже есть. К этому возрасту малыш накопил довольно внушительный запас физических, речевых, интеллектуальных и социальных умений. Трехлетний ребенок уже может: уверенно ходить по нужной траектории, не спотыкаясь; быстро бегать во всех направлениях, огибая преграды; прыгать; управлять трехколесным велосипедом, качаться на качелях; выполнять одновременно пару действий (прыгать и хлопать); одеваться, обуваться; раздеваться, складывать одежду; застегивать кнопки, пуговицы, зашнуровывать обувь; пользоваться расческой, зубной щеткой, мылом, полотенцем, салфетками, носовым платком; аккуратно кушать, пользуясь ложкой и вилкой; задавать множество разнообразных вопросов; произносить до 1200 слов, использовать в речи сложные предложения с разными частями речи; рассказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации; составлять простейший рассказ по картинкам; запоминать небольшие стихотворения и песенки; называть свои фамилию, имя, пол, возраст (сколько ему лет, может показать с помощью пальцев); показывать все части тела, называть, знать их предназначение; говорить о себе в первом лице («я»); использовать вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста); играя с детьми, меняться с ними игрушками; соблюдать правила в ролевых и подвижных играх; сосредотачиваться на выполнении задания как минимум 5 минут; считать до 10 (минимум – до 3); знать основные 7 цветов, а также черный и белый; знать основные геометрические фигуры; понимать различия предметов по цвету, форме, размеру, весу; собирать игрушки или пазлы из 3–6 частей или деталей; рисовать по образцу и своему замыслу; находить несоответствия; находить «лишний» предмет исходя из определенных характеристик. Если в этом возрасте малыш чего-то из вышеперечисленного делать еще не умеет, задача родителей – устранить этот пробел, иначе он «потянет» за собой планомерное отставание в какой-то сфере. В кризисный период старайтесь проявлять понимание, любовь и терпение к своему малышу. Не подавляйте его волю, иначе он вырастет инфантильным и пассивным. Ребенок упрямится не для того, чтобы вас обидеть или вывести из себя, а чтобы вы начали с ним считаться. Ему в этот период несладко. Поэтому поддерживайте своего малыша в начинаниях и чаще хвалите за любой успех. 3–4 года – непростой возраст как для ребенка, так и для родителей. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ? Прежде всего – на то, что развития в этом возрасте требуют все основные сферы ребенка: физическая; интеллектуальная; познавательная; речевая; социальная. То есть ему сейчас необходимо улучшать физическую выносливость и ловкость, познавать окружающий мир, свойства предметов, законы природы, развивать логическое мышление, внимание, память, совершенствовать речь, навыки самообслуживания, усваивать законы общения в социуме (ведь, скорее всего, именно в этом возрасте малыш начнет ходить в детский сад). К тому же, сейчас это сделать намного проще – ребенок вступил в самый благоприятный для обучения возраст, или сенситивный период. (Подробнее о сенситивных периодах развития ребенка можно прочитать здесь). Именно в период 3–4 лет способности детей получать, запоминать и использовать информацию, осваивать навыки резко возрастают. Также в этом возрасте наступают (или продолжаются) сенситивные периоды для приучения малыша к порядку и этикету, развития речи и восприятия, физических навыков и интеллектуальных способностей. С ребенком в 4 года можно выучить все буквы, научить его писать их в печатном виде, изучить все цифры, научить малыша считать, делить предметы пополам и т. д. Обобщив сказанное, можно сделать вывод о том, что занятия с детьми в 3– 4 года должны быть комплексными и затрагивать следующие аспекты: двигательные навыки; восприятие (развитие органов чувств); речь (артикуляционный аппарат, мелкая моторика, словарный запас); внимание; логику; память; творческие навыки; социальные навыки. РАЗВИВАЕМ ИНТЕЛЛЕКТ Полезные уроки и задания, которые помогают развивать у малышей этого возраста логическое мышление, память и внимание, могут быть следующими. Занятия с полезными развивашками. Это конструкторы, пирамидки, пазлы, матрешки, мозаика, лото, вкладыши, которые собираются последовательно, по мере увеличения или уменьшения размера предметов, что способствует изучению понятий «больше – меньше». Нахождение цвета по названию. Подбор геометрических фигур по образцу, в том числе – подбор соответствующих фигур к отверстиям. Поиск лишнего предмета из предложенных по какому-то признаку. Поиск предмета, который исчез из группы предложенных, определение места, где он находился. Для начала достаточно 3–4 предметов, постепенно их число увеличивают, а убирать со временем можно будет уже по 2. Поиск целой картинки по предложенной детали. Обобщение предметов в группы по определенному признаку (домашние животные, одежда, мебель, дикие птицы). Выстраивание геометрических фигур в заданной последовательности, например в виде паровозика. Подбор парных предметов или картинок. Разгадывание загадок в стихотворной форме (отгадку подобрать легче из-за рифмы). Также развивать логику можно, используя простые математические задания. Например, пусть ребенок раскрашивает картинку, подбирая цвета в соответствии с их цифровым обозначением. При этом важно проговаривать цвета и цифры вслух. Дома или на прогулке ребенку младшего дошкольного возраста полезно считать выборочно : только яблоки в вазе с фруктами или только красные машины. Можно предложить ребенку несколько предметов или картинок с их изображением, чтобы он выстроил их от большего к меньшему, а затем наоборот. ВОСПРИЯТИЕ, МЕЛКАЯ МОТОРИКА, РЕЧЬ Эти три фактора тесно взаимосвязаны между собой, поскольку тактильное восприятие развивает не только органы чувств малыша, но и мелкую моторику, а она, в свою очередь, помогает развивать речь. Развивая восприятие, ребенок в этом возрасте учится распознавать предметы по цвету, размеру, фактуре, запаху, вкусу, звукам. Для этого полезны следующие упражнения. Определение фактуры предметов на ощупь ( предлагаются предметы самой разной фактуры: гладкие, шершавые, пушистые, рыхлые, резиновые, металлические). Это можно делать с закрытыми глазами либо сложив предметы в мешок, чтобы ребенок вытаскивал их на ощупь и угадывал, не глядя. То же самое можно проделывать с геометрическими фигурами. Отгадывание животного или птицы по аудиозаписи его голоса (или когда малыш слышит их в жизни, но не видит – к примеру, птицу на ветке). То же самое можно проделывать с бытовыми приборами, транспортом. Главное, чтобы ребенок не видел объект, который ему необходимо узнать. Игры с такими полезными развивалками, как сенсорные мешочки (или кубики). Их наполняют различным материалом (ватой, полиэтиленом, травами, крупами). Угадывание продуктов, специй, других веществ по запаху с завязанными глазами. То же самое полезно и для определения вкуса (продукт нужно угадать, не глядя, а лишь попробовав). Мелкую моторику у детей дошкольного возраста прекрасно развивают игры, в которых ребенку нужно действовать пальцами: рисование, лепка, аппликация, шнуровка, сортировка (к примеру, фасоли и макарон, работа с мозаикой, нанизывание на нить бусин или пуговиц, застегивание кнопок, пуговиц, закручивание крышек. Можно создать картину из разных круп. Пусть ребенок посыпает на бумаге, смазанной клеем, различные крупы по нужным контурам.

Весьма занимательно бывает просто порисовать пальчиками по манной крупе, песку, муке. Развитию мелкой моторики способствует также пальчиковая гимнастика. Подробнее о ней рассказано здесь. Непосредственно речь в этом возрасте развивать следует, прежде всего, используя артикуляционную гимнастику (о ней говорилось в данной статье). Развитию речи также способствует подражание голосам животных или птиц, повторение скороговорок и чистоговорок, разучивание стихов и песен. Прекрасно развивает речь умение описывать картинку, составлять по ней рассказ, пересказывать услышанную сказку. Можно показать ребенку картинки с изображением разных времен года или времени суток. Пусть расскажет, что он видит, почему он сделал именно такой вывод. Для развития речи весьма полезно расспрашивать ребенка, стимулируя диалоговую речь. Спросите, как прошел его день, что нового он узнал, что ему понравилось делать, где побывал, что кушал, какая сегодня погода… МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО Музыка, сопровождающая любые занятия малыша, оказывает положительное влияние на его настроение. Но кроме этого развивает слух, эстетический вкус и чувство ритма, которое важно для правильной организации речи ребенка. Музыкальное развитие может включать такие занятия : пение (прекрасно, если с мамой вместе); игра на музыкальном инструменте (даже, если это пока всего лишь игрушка); отгадывание знакомых песенок или мелодий; использование в играх и занятиях музыки с разным ритмом. Полезно будет потанцевать с ребенком под разные музыкальные ритмы. При этом важно показывать ему, как не просто двигаться в такт, но и передавать настроение, которое ему навеяла музыка. Можно пропеть для малыша хорошо ему знакомую песенку с разным темпом и настроением (быстрее, медленнее, веселее, грустнее). Пусть он тоже попробует такое исполнение. Творческие способности позволяют крохе не только получить психологическую разгрузку, но и развивают его фантазию, усидчивость, мелкую моторику, способность выражать свои чувства в создаваемых «произведениях». Детские творческие работы в этом возрасте, само собой, несовершенны, но удовольствие и польза от них очевидны. Чем ребенок может заниматься? Рисованием, аппликацией, лепкой. Строительством домов, мостов, крепостей из кубиков или крупного детского конструктора. Выкладыванием картин-мозаик из подручных мелких предметов (кусочки картона, скорлупа яиц, крупы). Играми в кукольном театре. Это развивает воображение, речь, актерские задатки. Ребенок может быть как зрителем, так и участником спектакля или его единоличным актером, если будет к этому готов. Ролевыми играми по мотивам знакомого произведения. При этом сценария придерживаться вовсе не обязательно. Сюжет может получиться совершенно неожиданным, если помочь малышу проявить его фантазию. СИЛА, ЛОВКОСТЬ, ВЫНОСЛИВОСТЬ Все это называется физическим развитием ребенка. Малышу сейчас крайне важно много двигаться, чтобы становиться все более ловким, координировать движения, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы. Такому развитию способствуют следующие занятия : зарядка; перешагивание препятствий (как естественных, так и специально устроенных взрослыми); перепрыгивание нарисованной линии или разложенной на полу веревки; ходьба по заданной линии или фигурно разложенной веревке; ходьба по плоскости с наклоном вверх или вниз (по доске, бревну); игры с мячом (его можно бросать маме, ловить, кидать вверх, бить ногой, кидать в цель – коробку или корзину, пробовать вести перед собой во время ходьбы или бега); танцы; плавание, игры в воде (например, в детском надувном бассейне); езда на велосипеде; прыжки с места вперед на двух ногах; любые подвижные игры; спрыгивание с небольших возвышений; игры на детской спортивной площадке (с канатом, кольцами, лесенками). Если такие игры проводить под соответствующую музыку или организовать соревнования крохи с соседской ребятней, малыш будет заниматься увлеченно, получать массу положительных эмоций и развивать способность общения в социуме. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Кстати, о социуме. Для того чтобы освоиться в нем, малышу нужно развивать массу умений: обслуживать себя, правильно вести себя за столом, следовать установленному режиму и правилам. Поэтому важно не забывать об этом при подборе игр. Удобнее всего проигрывать каждую конкретную ситуацию с помощью игрушек. Например, с помощью кукол и мишек ребенка можно учить знать и правильно использовать вежливые слова, слушаться старших, убирать за собой игрушки, одеваться, раздеваться, развешивать и складывать свою одежду, делиться игрушками с другими детками, помогать маме по дому, не мусорить на улице, не топтать газоны, не бить окна и т. д. Развитие ребенка младшего дошкольного возраста – дело на первый взгляд сложное. Но, имея минимальные знания об этом и учитывая склонности, темперамент и желания ребенка, можно сделать для него гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Публикации по теме:

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Консультация для родителей «Чем полезны игры с вкладышами?»Консультация для родителей «Чем полезны игры с вкладышами?» Игры с вкладышами- это не только интересное занятие для малыша, но и процесс,помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут.

«Какие игрушки нужны детям» Консультация для родителей«Какие игрушки нужны детям» Консультация для родителей Высказывания родителей: «Покупаем то, что просит ребенок»; «Покупаем игры, которые развивают ребенка»; «Покупаем яркие, красивые игрушки»;.

Консультация для родителей «Какие игрушки нужны для детей 2–3 лет» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Для развития самостоятельной игры детей третьего.

Консультация для родителей «Какие игрушки покупать детям» Сейчас очень большой выбор разнообразных игрушек. Родители часто затрудняются в выборе подходящих игр. Поэтому, не задумываясь, берут все,.

Консультация для родителей «Какие мы мамы?» Хочу с вами поделиться интересным материалом. Мне кажется, что это не все мамочки знают, поэтому можно провести консультацию для них. КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.

Консультация для родителей «Какие они, наши дети»Консультация для родителей «Какие они, наши дети» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Какие они, наши дети". Не.

Консультация «Семейные традиции, какие они бывают»Консультация «Семейные традиции, какие они бывают» На весёлых детских ёлках Чудеса блестят в иголках, Надо лишь заранее Загадать желание! В каждой семье существует своя непередаваемая.

Сценарий досуга «Вот какие у нас девочки, вот какие мальчики» Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Какие занятия полезны для детей 3–4 лет»
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 08:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД