Михеенко Надежда
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это категория несовершеннолетних, имеющих те или иные проблемы в физическом или психическом здоровье. Эти отклонения могут быть временными или постоянными, врожденными или приобретенными, означающими инвалидность или нет.
Выделяют следующие категории детей с ОВЗ:
- дети с нарушением слуха;
- дети с нарушением зрения;
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
- дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие с умственной отсталостью)
Особенности детей с ОВЗ:
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждаются в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью, болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Либо наоборот, возникает двигательное беспокойство, отмечается повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ – это особая проблема.
В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из эффективных методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развития речи.
Примером может стать всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи, как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает в овладении приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Что дает мнемотехника?:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- развивается мелкая моторика рук;
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;
- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Мнемотехника строится от простого к сложному
Структура мнемотехники:
- Мнемоквадраты. Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.
- Мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.
-Мнемотаблицы.
В своей работе я,в основном, использую мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стихотворения, сказки, пословицы.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Для детей старшего возраста мнемосхемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи:
- обогащение словарного запаса;
- автоматизация звуков;
- обучение составлению рассказов;
- заучивание стихов.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.
Вывод:
- овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ;
- мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;
- но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти – традиционное заучивание текстов наизусть.