МААМ-картинки

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Михеенко Надежда
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Введение

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это категория несовершеннолетних, имеющих те или иные проблемы в физическом или психическом здоровье. Эти отклонения могут быть временными или постоянными, врожденными или приобретенными, означающими инвалидность или нет.

Выделяют следующие категории детей с ОВЗ:

- дети с нарушением слуха;

- дети с нарушением зрения;

- дети с тяжелыми нарушениями речи;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с умственной отсталостью;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

- дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие с умственной отсталостью)

Особенности детей с ОВЗ:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждаются в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью, болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Либо наоборот, возникает двигательное беспокойство, отмечается повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ – это особая проблема.

В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из эффективных методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.

Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развития речи.

Примером может стать всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи, как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает в овладении приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Что дает мнемотехника?:

- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;

- развивается мелкая моторика рук;

- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;

- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Мнемотехника строится от простого к сложному

Структура мнемотехники:

- Мнемоквадраты. Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.

- Мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.

-Мнемотаблицы.

В своей работе я,в основном, использую мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стихотворения, сказки, пословицы.

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Для детей старшего возраста мнемосхемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи:

- обогащение словарного запаса;

- автоматизация звуков;

- обучение составлению рассказов;

- заучивание стихов.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

Вывод:

- овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ;

- мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;

- но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти – традиционное заучивание текстов наизусть.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 30 декабря 2019 в 05:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Михеенко Надежда (УИ 2161896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД