Наталья Тугужекова
Памятка «Как вести себя в детском саду? Этикет дошкольника»
▼ Скачать +Заказ
Когда прививать правила хорошего тона
Некоторые полагают, что обучать ребенка этикету нужно в возрасте 4-х лет, когда он больше взаимодействует с окружающими, посещает детский сад. Это ошибочное утверждение: чем раньше взрослые будут объяснять правила поведения малышу, тем лучше он их усвоит. Конечно, понимать их он начнет в старшем возрасте, но у него уже будет сформирован навык вежливого общения.
Публикация «Памятка „Как вести себя в детском саду? Этикет дошкольника“» размещена в разделах
Например, малыша уже в возрасте 1,5 лет учат здороваться, прощаться, махая при этом рукой, а с 2-х лет обучают столовому этикету. Кроме родителей, воспитанием дошкольника занимаются воспитатели и другие сотрудники детского сада. Когда ребенок пойдет в школу, его поведение уже не будут так контролировать, поэтому всем упущения в его воспитании будут видны, а устранить их будет сложнее. Прививать правила хорошего тона нужно еще в раннем возрасте.
Этикет приветствия
Самое первое, с чем знакомят ребенка – это правилам приветствия. Начинают это делать еще когда малыш только учится говорить, добавляя при этом невербальный жест – мах руки. Именно по тому говорит ли ребенок «здравствуйте!», «до свидания!» окружающие определяют, знает ли он основы вежливости. Воспитатели обязательно проговаривают с детьми на занятиях правила приветствия:
при встрече с родными, друзьями и знакомыми людьми нужно говорить «здравствуйте!»;
во время приветствия лучше всего немного остановиться и улыбнуться, поздороваться дружелюбным тоном;
кроме «здравствуйте!» можно сказать «доброе утро!», «добрый день!», «добрый вечер!»;
приветствуя воспитателя стоит добавлять его имя-отчество.
Также уходя нужно обязательно говорить «до свидания!». А когда за ребенком приходят родители, он отпрашивается («Можно мне пойти, имя-отчество воспитателя»). Перед сном вежливые люди всегда желают «Спокойной ночи». В детском саду правила приветствия закрепляют посредством:
заучивания стихотворений;
обсуждения поведения героев детских сказок и рассказов;
инсценировка сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель на занятиях по этикету объясняет важность приветствия. Поздоровавшись с улыбкой с человеком можно поднять ему настроение на целый день. Приветствие – это азы правил хорошего тона.
Пр
авила вежливости при разговоре
Взрослым следует объяснить ребенку, что вежливым нужно быть всегда, даже во время простого разговора. Вежливая беседа может помочь малышу завести новых друзей и вызвать уважение со стороны взрослых. Для этого нужно соблюдать определенные правила во время разговора:
если вы заняты делом, а к вам обращаются, нужно отложить на время дела и ответить на вопрос;
нельзя перебивать – вежливые люди всегда до конца слушают то, что говорит собеседник;
во время разговора нельзя обсуждать и обзывать других людей;
долгие разговоры – утомительны, поэтому не стоит быть чрезмерно болтливым;
вежливый человек всегда дает возможность собеседнику рассказать о чем-либо, высказать свое мнение;
нужно быть доброжелательным и внимательным;
не стоит слишком сильно жестикулировать во время разговора.
Мальчики играют
Чтобы закрепить навыки вежливого общения воспитатель обыгрывает с детьми различные ситуации. Кроме таких игр, педагог обсуждает с детьми поведение сказочных персонажей, героев рассказов, спрашивает, правильно ли они себя ведут, и как поступил бы вежливый человек. Посредством беседы воспитатель объясняет детям объясняют важность соблюдения этикета во время разговора не только в детском саду, но и дома, и в гостях.
Правила поведения за столом для детей
Важная составляющая этикета – это правильное поведение за столом. Начинать его нужно с того, что малышу объясняют, что к еде и труду поваров необходимо относиться с уважением. Самое главное правило – во время приема пищи за столом не играют! Но кроме этого, вежливый дети знают и соблюдают следующие правила:
ставить на стол локти некрасиво;
не раскачиваться на стуле;
разговаривать с полным ртом нельзя;
откусывать слишком большие куски опасно;
суп и каши едят ложкой, а гарнир и котлету и рыбу – вилкой;
напитки пить маленькими глотками;
руки и рот вытирают салфеткой.
И обязательно после приема пищи нужно говорить «спасибо!» и уносить посуду за собой в раковину. Воспитатели назначают дежурных, которые помогают накрывать и убирать со стола, тем самым приучая ребенка помогать взрослым.
Правила дружбы
Основы дружбы закладывают еще в детстве. Взрослые объясняют малышу, что в жизни очень важно иметь друга и рассказывают об особых правилах дружбы:
нужно делиться игрушками;
если у друга что-то не получается, ему следует помочь;
необходимо уметь уступать и не ссориться по мелочам;
не нужно хвастаться перед другом;
настоящие друзья радуются успехам друг друга и сопереживают в определенных ситуациях;
друзья защищают друг друга;
нужно уметь принимать помощь и советы друга.
Воспитатель объясняет детям, что и между друзьями могут случаться ссоры, недопонимания. Но важно уметь мириться первым, пытаться сгладить конфликтные ситуации. Помогает усвоить правила дружелюбного поведения примеры поведения друзей из детских сказок и рассказов.
Правила поведения в туалетной зоне и спальне
Дети должны правильно себя вести в туалетной и моечной зоне:
посещать туалет и подходить к раковинам может не больше 6 человек;
руки моют только с мылом и насухо вытирают полотенцем;
после каждого посещения туалета нужно смывать за собой и пользоваться туалетной бумагой;
нельзя брызгаться водой, забираться на батареи, бросать различные предметы в унитаз;
после каждого приема пищи обязательно нужно полоскать рот водой, подготовленную воспитателем.
Девочка в одеяле
Находясь в спальне, дети также должны придерживаться определенных правил:
перед «тихим часом» чистят зубы, посещают туалет;
в кровать не берут с собой игрушки (исключение – малыши в период адаптации и любимые игрушки ребенка);
одежду аккуратно складывают на своем стульчике;
в спальне нельзя кидаться подушками;
передвигаться нужно медленно, спокойно.
Соблюдение этих правил приучает детей не только к этикету, но и делает их организованнее и собраннее.
Правила поведения на детской площадке
Еще один важный организационный момент в детском саду – это прогулка. От того насколько организованными будут дети, зависит их безопасность. Поэтому воспитатель обязательно проводит инструктаж:
идти и возвращаться с прогулки нужно парами и идти друг за другом;
за территорию детской площадки нельзя выходить или нужно спрашивать разрешение воспитателя;
нельзя слишком сильно бегать, чтобы не травмировать других ребят;
перед проведением подвижной игры дети должны внимательно прослушать правила;
нельзя бегать рядом с качелями или каруселями.
Дети на прогулке
Если дети будут соблюдать перечисленные правила и играть организованно, то прогулка будет безопасной и принесет им удовольствие.
Родители на утреннике
Родители также должны соблюдать правила поведения, посещая детский сад. Конечно, они должны здороваться и прощаться с педагогами, обращаться к ним по имени-отчеству. Отпрашивать ребенка нужно также заранее. Особое внимание следует поведению родителей на утреннике:
они должны поддерживать праздничную атмосферу;
здороваться с родителями других детей и самими малышами;
не хвастаться достижениями своего ребенка;
задавать все вопросы воспитателю после утренника;
и обязательно поблагодарить педагогов за проведение праздника.
Правила в детском саду помогают ребенку успешно социализироваться. Они приучают его к распорядку дня, подготавливая его к школе, делая его организованнее. Именно в дошкольном возрасте ребенка учат быть добрым, отзывчивым, уважительно относиться к другим людям. Родители и сотрудники детского сада должны взаимодействовать вместе, чтобы воспитать вежливого малыша.