Елена Лошадкина
Как справиться с плохим поведением детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как справиться с плохим поведением детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста часто бывают непослушными.
Будучи не в силах справиться с таким поведением, родители в отчаянии задаются вопросами: что мы делаем неправильно, и к чему это может привести?
Кризисные этапы в жизни дошкольника
Причины детского непослушания бывают разными. К одной из самых распространенных относится переходный или кризисный возраст.
Таких периодов в жизни ребенка от младенчества до начальной школы проходит несколько:
Публикация «Как справиться с плохим поведением детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• кризис года или двух лет (отечественные и зарубежные психологи указывают разные возрастные рамки);
• кризис трех лет;
• кризис пяти лет;
• кризис семи лет — серьезный переломный этап в жизни дошкольника.
Трудности с адаптацией в обществе
Социальная дезориентация у детей приводит к проблемам с поведением в обществе. В этом случае ребенок становится неуправляемым, не реагирует на запреты или осознанно нарушает их. Он может проявлять агрессию, обманывать (не фантазировать, а сознательно говорить неправду).
Различия между требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и воспитатели в детском саду, могут также спровоцировать трудности с социализацией.
Еще одной предпосылкой к подобной дезориентации является отставание в развитии.
Такое отклонение может затронуть приоритетные виды деятельности в дошкольном возрасте :
• предметная;
• игровая;
• изобразительная.
В этот период поведенческие нарушения чаще сигнализируют о том, что ребенок просто не знает норм социального поведения, поэтому его разрушительная деятельность не является целенаправленной. Однако именно сейчас закладывается базис, на котором будет формироваться взрослая личность. В связи с этим для избежания неприятных последствий в будущем надо принимать меры при первых же признаках агрессии и непослушания.
Причины детской агрессии
1. Жесткие воспитательные меры со стороны родителей, завышенные требования, жестокость.
2. Проблемы в отношениях между родителями.
3. Отдельные заболевания, например, патологии головного мозга.
4. Влияние коллектива или социальной группы (родственники, детский сад).
5. Наследственные факторы.
Коррекция проблемного поведения
Если речь не идет о серьезном заболевании — поведение ребенка можно скорректировать при помощи следующих методов:
• разыгрывание сценок и последующий анализ поступков и ситуаций;
• доверительные беседы;
• арт-терапия, например, рисование песком;
• лепка из пластичных материалов (пластилин, тесто, глина);
• посещение тренингов (групповых и индивидуальных, совместно с родителями и без).
Некоторые дети во время возрастных кризисов проявляют демонстративность в поведении, что выражается в постоянных капризах и игнорировании запретов. Цель здесь одна — повысить внимание к собственной персоне.
В то же время постоянные упреки со стороны взрослых и наказания приводят к снижению самооценки и укреплению негативной позиции: «Я плохой». Это особенно справедливо для детей с обостренной потребностью во внимании и одобрении.
Советы родителям
1. Важно замечать хорошее поведение ребенка, хвалить и поощрять его правильные действия. С одной стороны, такое отношение укрепит эмоциональную связь с ним, с другой – станет отличным положительным подкреплением.
2. Очень важны спокойствие и выдержка родителей. Не стоит бурно реагировать на выходки непослушного чада. Ведь именно этой реакции и добивается ребенок. Если без наказания не обойтись, то оно не должно быть эмоциональным. Не надо кричать и напоминать о прошлых проступках. Строгость и легкая отстраненность помогут не поддаваться на провокации маленького манипулятора.
В дошкольном возрасте малыш переживает несколько переходных этапов. В это время он впитывает огромный объем информации, познает окружающий мир и себя, получает новые знания и навыки.
Процесс взросления идет неравномерно, и порой ребенку трудно адаптироваться к изменениям.
Поэтому взрослым важно проявлять эмоциональную стабильность при общении с ним, четко формулировать свои требования, не обделять чадо родительским вниманием и лаской, а также поощрять хорошие поступки и объяснять, какие последствия может иметь непослушание.