Оксана Корнеева
Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века.
Некоторые мамочки считают это естественным проявлением, думая: "какой ребенок не капризен и не упрям?» и потому надеются, что вырастет малыш – и капризы пройдут. Но это, увы, огромная ошибка.
Дети не рождаются капризными. Решающее значение здесь имеет воспитание.
Публикация «Капризы детей и как с ними справиться, Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах
И. П. Павлов писал в своих комментариях: «образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения».
Что же такое детские капризы и в чем они выражаются?
Выражаются они внешне в эмоционально - возбужденном состоянии, в неадекватном поведении.
Если малыш хорошо выспался, вовремя погулял, вовремя поел, если постель у него сухая и удобная, если у него ничего не болит, то и капризов с плачем не будет.
Однако - если мать не предупреждает детский плач своевременными мерами - вот тогда у ребенка возникает привычка: добиваться «своего» криком.
У детей второго - третьего года капризы часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (хочет пить, есть, спать, с ощущением физического дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, сковывающая движение).
Самая распространённая причина детских капризов – быстрая утомляемость.
Нервная перегрузка также одна из причин детских капризов.
И еще одна из причин детских капризов – это однообразная деятельность, невозможность двигаться.
У ребенка могут возникнуть капризы и от перенасыщения впечатлениями. Вот почему не рекомендуется детям смотреть передачи по ТВ. Перегружать ребенка большим количеством впечатлений - это значит наносить вред его здоровью и его нервной системе.
Часто капризы - предвестник заболеваний. Если причины капризов кроются в физическом состоянии ребенка, то они легко устранимы. Ребенок выздоровел – капризы прошли.
Если же ребенок капризничает как говорится «на пустом месте», то только выдержка, невозмутимая настойчивость, умение "не срываться" и не впадать в состояние жалости к ребенку - лучшие помощники в подобных случаях. Такие выпады и бурные сцены рассчитаны на реакцию взрослого. И если возле него нет зрителей и сочувствующих, если никто не бросается к нему, чтобы успокоить его, ему ничего не остается – как прекратить сцену. И если взрослые будут придерживаться такой тактики - тогда привычка имитировать «истерику» постепенно исчезнет.
Никогда не обсуждайте при ребенке его проблемы, даже если вам кажется, что он занят своей игрой и не слушает разговор. Удержитесь и отложите его на тот момент, когда ребенка не будет рядом.
Вместе! Рядом! Вот девиз настоящих родителей.
При этом взрослые должны научиться смотреть глазами ребенка, вставать на его позицию.
Запомните правила:
• Активное участие самого ребенка в построении своей жизни и деятельности;
• Планирование деятельности вместе с ребенком, поощрение самостоятельности;
• Развитие у ребенка чувства ответственности за себя и за свои поступки
• Стремление взрослого поддерживать дружеские взаимоотношения, оставаясь старшим и мудрым.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства.
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но обязательно говорите от первого лица. Сообщите о своем переживании, а не о его поведении.
При общении с ребенком придерживайтесь следующих правил:
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
3. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий.
И последнее:
1. Нельзя хвалить за то, что:
• Достигнуто не своим трудом.
• Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
• За поступок, за свершившееся действие.
• Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
3. Нельзя наказывать и ругать, когда:
- Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- Ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- Что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
- После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, а взрослый ругает его за это, считая виноватым)
- Ребёнок не справился со страхом, невнимательностью и т. д.
- Вы сами не в себе.
Капризы и упрямство присущи избалованным детям, привыкшим к чрезвычайной опеке и излишним уговорам со стороны взрослого.
В любом случае упрямство и капризы - результат неправильного воспитания.
Буду рада, если кому-нибудь пригодится эта консультация.
Использованная литература:
1. Лободина С. Как развить способности ребенка. – М. : Азбука-Аттикус, 2011. – 320 с.
2. Пэнтли Э. Дисциплина без наказаний и крика. – Попурри, 2013. - 304
3. Фромм А. Азбука для родителей. – М. : Астрель, 2003. – 350 с.