Данила Кайнов
Интегрированное занятие по чтению художественной литературы «Лебедь, Щука и Рак» и конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие)
по чтению художественной литературы «Лебедь, Щука и Рак»
и конструированию
(образовательные области «Познавательное развитие»
и «Речевое развитие»)
Выполнил:
Воспитатель
Кайнов Д. В.
Москва – 2015
Задачи:
- учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;
- уточнить представления о жанровых особенностях басни;
Публикация «Интегрированное занятие по чтению художественной литературы „Лебедь, Щука и Рак“ и конструированию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли;
- закреплять умение выполнять постройку в соответствии с предложенной схемой;
- развивать пространственные представления;
- воспитывать умение работать в группе (сообща, договариваться, распределять роли);
Словарная работа: мораль, согласье, лад, мука, поклажа, воз, рваться, судить, из кожи лезть.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (конструирование из деревянных блоков).
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», книги И. А. Крылова, деревянный конструктор.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)
- Хорошее настроение у вас?
2. Основная часть.
- Ребята, вы не заметили ничего необычного сегодня в нашей группе?
Обратите внимание на стол. Вчера вечером в нашей группе занимались ребята из старшей группы, им было дано задание построить из конструктора корабль. Скажите, получилось ли у них? (ответы детей)
Давайте я вам расскажу, что ответили дети.
- Почему же вы не построили корабль?
- У нас кирпичиков не хватило, - тихо ответили мальчики.
- А как вы думаете, почему не получилось?
- Вы все правы. А более точный ответ мы с вами дадим после знакомства с одним художественным произведением. Обратите внимание на выставку книг и портрет автора этих книг. Кто знает кто это?
- И. А. Крылов – русский баснописец.
- «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей. В каждой басне Крылова есть – мораль. Это главная мысль, то, чему учит басня.
- Назовите, какие еще басни Крылова вы знаете.
- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной басней И. А. Крылова, и постараемся найти ответ, почему же у мальчиков не получилась их постройка.
А героев басни мы узнаем, если отгадаем загадки.
1 ребенок - В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты. Кто эта птица?
Д – Это лебедь (выставляется картинка с изображением лебедя)
(приложение 3)
2 ребенок – Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это …
Д – Щука (выставляется картинка с изображением щуки).
(приложение 4)
3 ребенок – Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это?
Д – Это рак (выставляется картинка с изображением рака).
(приложение 5)
В – Умницы. Чем они отличаются?
Д – Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным.
Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука –плавает, рак – ползает.
В – Молодцы. А что же их объединяет?
Д – Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды и в воде.
В – Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, «Лебедь, рак и щука»
Воспитатель показывает иллюстрацию к басне, где изображены лебедь, рак и щука.
Воспитатель. В басне вам встретятся незнакомые слова и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Мука – тяжелое дело, причиняющее страдания.
Из кожи лезть – очень стараться что-то сделать.
Физминутка.
Послушайте внимательно эту басню.
Воспитатель выразительно читает басню.
В – Понравилась вам басня?
Д – Да.
Беседа по содержанию басни.
В – Кто главные герои? За какое дело взялись герои басни?
Д – Они собрались везти поклажу.
В – Правильно. Как герои везли поклажу? Давайте послушаем, как об этом говорится в басне. (Из кожи лезут вон)
Получилось у них сдвинуть воз с места?
Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?
Д –У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его.
В – Да вы правы. А почему они не смогли его увезти?
Д – Они тянули в разные стороны (примеры из текста).
В – Чему же учит эта басня? Какова мораль басни? (зачитать из басни).
Д – Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение.
В – Да, молодцы! А как вы думаете, смогли бы они увезти воз, если бы договорились между собой?
Д – Да, смогли. Они ведь живут в воде и у воды и если бы договорились, то смогли бы его сдвинуть.
Басня нас учит быть дружными, чтобы мы умели договариваться между собой, находить общий язык.
- Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их.
Д – «Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно».
В – Молодцы, все пословицы назвали правильно, они все подходят к содержанию басни.
Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.
3. Конструирование.
В – Давайте вернемся к началу нашего занятия. Почему у мальчиков не получился корабль?
Д – Они были не дружные и не смогли договориться между собой.
В – А давайте теперь исправим ошибки и построим корабль. Надо разбиться на группы. Ваша задача по схеме построить корабль и дать ему название. Не забывайте, что работать надо сообща, дружно.
Дети выполняют постройки.
4. Итог занятия.
- Чем занимались сегодня? С каким произведением познакомились? Какова мораль этой басни?