Катковец Инна
Как помочь родителям развивать речь ребенка в 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речь детей будет сформирована только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат достигнут определенного уровня развития. Это сложный многосторонний психический процесс. Но главное, чтобы ребенок постоянно находился в речевом окружении. Чтобы у него появилась потребность пользоваться речью, как способом общения с людьми. иначе он никогда не заговорит.
Публикация «Как помочь родителям развивать речь ребенка в 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обычно после 5 лет словарный запас ребенка быстро растет. Однажды услышанное слово легко и быстро входит в активный словарь. А к шести годам ребенок уже хорошо владеет обиходным словарем; знает обобщающие слова; из чего состоят предметы; владеет достаточным количеством глаголов; умеет подбирать антонимы; предлоги времени и пространства; хорошо ориентируется во времени; не должен путать сходные предметы.
В шесть лет у детей активно совершенствуется речь. Дети уже правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы. Они самостоятельно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями; умеют пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. Все формы прилагательных, существительных, глаголов детьми используются без ошибок. В это время дети учатся правильно использовать множественное число предметов; уменьшительные или увеличительные формы слов; стараются не нарушать структуру длинных слов; способны видеть слова близкие по смыслу, близкие и противоположные по значению. Они понимают разное значение одного и того же слова; оценивают переносное значение слов; и подбирают более точное слово по значению.
У шестилеток хорошо уже развита диалогическая речь. Они свободно отвечают на вопросы, подбирая наиболее точные ответы. Свободно пользуются в речи интонацией, жестами, мимикой строя краткие высказывания. В монологической речи дети грамматически правильно пересказывают тексты, самостоятельно составляют рассказы, придумывают события, умеют описывать сюжет и сравнивать картины. Дети часто рассказывают, что с ними случилось, передавая впечатления словесно.
Дети в этом возрасте очень нуждаются в наличии доброжелательного и доброго слушателя и собеседника.
Родителям всегда надо внимательно слушать, одобрять или порицать подбадривать, помогать правильно подобрать оборот речи или высказывания. Активно уделять внимании чтению и разбору прочитанной литературы с детьми. Никакой просмотр детских передач, мультфильмов, не заменит ребенка живого общения с мамой. Очень внимательно надо относится к недостаткам речи ребенка, так как они в школе могут негативно сказаться на обучении. К шести годам у детей звукопроизношение нормальное, идет улучшение дикции, автоматизация звуков в речи. Ребенок должен четко и внятно произносить все звуки речи, слоги, слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение обычно отражается на письме в школе.
К шести годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться с всеми буквами алфавита и называть их; проводить звуковой анализ слова; анализировать предложения; читать по слогам; или целыми предложениями несложные тексты.
Ребенок должен делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. А также выделять звуки из слов, определять место в слове, последовательность звуков, называть мягкие, твердые, звонкие, глухие, шипящие, свистящие, согласные и гласные звуки.
Что могут сделать родители, чтобы подготовить речь ребенка к школе?
В первую очередь – играть с ребенком! Чаще играть в словесные игры.
Например: «Разберем покупки». Задание для ребенка, найти все продукты, которые начинаются с определенного звука. Затем меняем звук, но задание тоже найди и произнеси правильно. Игра «Приготовь сок», говорим название сока, а ребенок показывает из каких фруктов или овощей готовится тот или иной сок.
Игра «Назови продукты на звук Р или Л» и т. д.
Игра «Перебери горох, фасоль и выложи букву Д»
Игра «Сосчитай предметы на звук Р»
Игра «Придумай сказку про овощи»
Игра «Из чего сделан тот или иной предмет»
Игра «Кто больше отгадает загадок»…
Чаще пойте с ребенком песни, рассказывайте стихи, комментируйте его и свои движения. Совершенствование речевых умений в возрасте 7 лет не заканчивается, оно будет продолжаться в течении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – это итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешной школьной жизни.