Юлия Тарасенко
Конспект занятия-исследования «Как появился календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-исследования в старшей группе по теме
«Как появился календарь»
Задачи:
Познавательное развитие:
Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их. Учить структурированию результатов с помощью различных графических форм. Вызвать желание планировать свою жизнь при помощи календаря.
Речевое развитие:
Формировать умение связно высказывать свои мысли. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
Социализация:
Публикация «Конспект занятия-исследования „Как появился календарь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Совершенствовать навык сотрудничества детей в поиске способов решения проблемы, соблюдение общих правил. Пробуждать в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки.
Коммуникация:
Учить детей работать в парах, строить диалоговую речь, умение слушать собеседника. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Художественное творчество:
Продолжать развивать продуктивную деятельность детей: умение схематически отображать полученные знания, умение аккуратно, в одном направлении закрашивать лист бумаги для создания страницы календаря недели.
Ход занятия:
Дети, нам пришла посылка от Машеньки из сказки 12 месяцев. Хотите посмотреть, что прислала нам Машенька? (да) (открываем посылку). Посмотрите, здесь волшебная коробочка и письмо. Прочтем?
«Дети, я слышала, что вы добрые, отзывчивые дети. Я знаю, что вы читали сказку 12 месяцев и она вам очень понравилась. Я вам приготовила волшебную коробочку с сюрпризами, но она откроется только тогда, когда вы отгадаете загадку»
Дети, что мы должны сделать, чтобы открылась коробочка? (отгадать загадку) Готовы? Слушайте:
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
Как вы думаете, что это?) Да, сложная загадка. Хотите ее отгадать? (да) Я вам помогу. Посмотрите, в посылке еще лежит карта (рассматриваем) Для чего? (приведет к отгадке) Давайте посмотрим, куда нам нужно отправиться в первую очередь (смотрим по карте). Давайте пройдем. (стоят «часы» - модель дней недели) Как вы думаете, что это? (Дни недели) Сколько дней в неделе? (7) Давайте вспомним их названия.
В понедельник я купался
А во вторник рисовал
В среду долго умывался
А в четверг в футбол играл
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
Как с помощью дней недели мы можем планировать свою жизнь?) Дети, мы нашли отгадку? (нет) Давайте посмотрим, куда нам дальше идти? (смотрим план)
(Проходим по карте и подходим к модели «Времена года») Посмотрите, здесь лежит умная книга. Хотите узнать, что там написано?
«Далеко – далеко в воздушном дворце живет круглый год и его 4 дочери – зима, весна, лето, осень. Они не похожи друг на друга, но отец любит всех. Чтобы они не грустили, он отпускает их по очереди погулять. Первой идет зима, за ней кто? (весна, потом (лето, за ней (осень). У каждой дочери есть 3 сына – месяцы. (перечисляют). Как с помощью времен года и месяцев люди планируют свою жизнь?) Дети, мы отгадали загадку? (нет) Давайте проверим по карте, куда нам идти дальше? (смотрим, идем к стенду, где находятся разные виды календарей).
Дети, как вы думаете, что это такое? (календари) Посмотрите, календари все разные. (рассматривают календари : перекидной, отрывной, карманный, настенный, настольный) Они отличаются друг от друга? (да) Но чем то они и похожи, чем?)
Давайте посмотрим в энциклопедии, что же такое календарь?
«Календарь- это перечень дней года. Их люди разложили на месяцы, их 12»
Посмотрите, это – отрывной календарь, он толстый. Каждый лист – день года. Приходит в дом всегда под новый год, люди каждый день отрывают по листочку и к концу года он исчезает совсем. Как вы думаете, календарь был всегда?) Давайте послушаем Ваню, он нам расскажет, как появился первый календарь.
«Календарь появился в Египте (взрослый показывает на карте) Людям важно было знать, когда разливается река Нил, чтобы успеть убрать урожай. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи на небе появляется самая яркая звезда на небе Сириус и именно тогда начинает разливаться река. Они сосчитали, сколько проходит дней, разделили их на 12 частей. Так появился первый календарь».
Зачем людям нужен календарь? (знать год, месяц, день) Как при помощи календаря мы можем планировать свою жизнь? (сколько дней осталось до выходных, до нового года, т. д.) Как вы думаете, нашли мы ответ на загадку? (повтор загадки) Что это такое? (календарь)
Давайте сядем за столы и зарисуем, что мы узнали нового? Вспомним, куда мы отправились сначала? (По ходу дети зарисовывают) Куда потом? И т. Д.
Хотите сделать календарь для нашей группы? У вас на столе лежит лист календаря его нужно раскрасить. После мы запишем, какие дела нам нужно сделать в этот день. Будьте внимательны, у каждого дня свой цвет. Договоритесь, кто какой день будет рисовать. (работа в парах) Молодцы, постарались. Теперь у нас будет свой календарь, и мы сможем планировать свои дела.
Дети, мы ответили на вопрос Машеньки? (да) Посмотрите, наша волшебная коробочка открылась – вам в подарок Маша дарит карманные календари.
Вам понравилось наше путешествие?
Что нового узнали?
Какие вопросы появились?
В чем испытывали затруднения?