Татьяна Шемякова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Как появился наш город Нижний Новгород»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей возникновения Нижнего Новгорода, Нижегородского кремля; дать понятие верхней - Нагорной и нижней - Заречной частей города; прививать интерес к историческому прошлому родного города.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное
Ход занятия:
1. Вводная часть
Чтение стихотворения.
Давным-давно старинною, былинною порой,
Поднялся Нижний Новгород над Волгой и Окой.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Как появился наш город Нижний Новгород“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
И стали неприступными для грозного врага.
Под стенами кремлёвскими крутые берега.
Дети рассматривают иллюстрации, открытки.
Воспитатель: Как называется наш поселок? (р. п. Вознесенское) А кто знает, как называется наша область? (Нижегородская обл.) Как называет главный областной центр нашей области? (Нижний Новгород) Как вы думаете, какой этот город? (Большой, красивый, в нем большие дома и много машин) А хотели бы вы побывать в этом городе? (Да) Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию и посмотрим, какие красивые места есть в этом городе. А кто из вас знает, когда появился этот город? (Много лет назад)
2. Информационная часть
Воспитатель: Давным-давно вот здесь на Дятловых горах появился наш Нижний Новгород (Рассказ иллюстрируется видами города). Раньше, когда не было больших городов, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, для приготовления пищи. А где можно было взять воду?
Дети: В реке.
Воспитатель: Внизу протекали три реки Волга, Ока и Почайна. Как раз напротив Кремля внизу Ока впадает в Волгу, они сливаются вместе. Это место называется Стрелка. В реке водилось много рыбы, а из неё можно было готовить еду. А на самих горах рос лес, в котором тоже можно было найти еду. Какую?
Дети: Грибы, ягоды, дичь.
Воспитатель: Место, где поселились люди, было очень высоким. Как вы думаете: для чего это важно? Почему это место привлекало людей?
Дети: С высоты всё хорошо видно, что происходит вокруг, можно заметить врагов и сражаться с ними.
Далее ребёнок рассказывает легенду.
В те времена на Руси главными были князья. Князь – означает - главный, его все слушаются, он командует войском, если идут воевать. И вот однажды со своим войском здесь на Дятловых горах остановился князь Юрий Всеволодович. Очень это место ему понравилось: богатое рыбой, дичью, очень удобное. И решил он здесь крепость поставить (будущий наш город) и назвал его Нижний Новгород.
Воспитатель: В те давние неспокойные времена людям часто приходилось защищаться от врагов. Вот поэтому они строили крепости – окружали свои дома высокими стенами с башнями. Первая крепость была деревянной, так как кругом было много строительного материала – леса. Сначала весь город помещался за стенами деревянной крепости, а потом строились новые дома и места внутри крепости не хватало, тогда дома стали строить за стенами крепости. А если нападали враги, жители уходили в крепость и оттуда сражались с врагами. Такая крепость внутри города называется кремль.
Физкультминутка. Воспитатель показывает открытку Чкаловской лестницы и предлагает по ней подняться с берега (набережной) Волги в кремль. Дети имитируют подъём по ступенькам Чкаловской лестницы.
3. Проблемная часть
Воспитатель: Сначала кремль был деревянным, а сейчас мы видим его каменным. Почему кремль был деревянный?
Дети: Потому что на Дятловых горах было много леса, а из леса можно было строить дома, крепость.
Воспитатель: Это хорошо, что кремль был деревянным? А чем плохо?
Дети: Хорошо, что лес был рядом, его не нужно было привозить, лес прочный красивый строительный материал, а плохо тем, что дерево горит и поэтому он сгорел.
Воспитатель: Следующий кремль построили уже из камня. Как вы думаете, он мог сгореть? Почему?
Дети: Потому, что камень прочнее дерева и он не горит.
Воспитатель: Его построили много-много лет тому назад, но он сохранился до наших дней.
4. Символизация
Воспитатель: Вы теперь знаете, где и как появился наш город, высоко на Дятловых горах – это вверху? Как называется эта часть города, в которой расположен кремль?
Дети: Верхняя.
Воспитатель: А ещё эту часть города называют Нагорной. Предлагает изобразить с помощью символа — стрелочки, направленной вверх.
А часть города, которая находится внизу, за рекой как называется?
Дети: нижней.
Воспитатель: А так как она находится за рекой, её ещё называют Заречной. Предлагает изобразить с помощью стрелочки направленной вниз.
Дидактическая игра: «В какой части города это находится»?
Воспитатель показывает открытки с видами города, а дети называют, в какой части города находится данный объект.
Вот какой красивый наш город, а особенно наш Кремль!