Любовь Костяева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как появился календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
(для детей старшей группы)
Тема: «Как появился календарь»
Вид: познавательное развитие
Тип: интегрированное
Образовательные области: кругозор, чтение художественной литературы, коммуникация.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы „Как появился календарь“» размещена в разделах
Программные образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «время», уточнить способы его фиксации, познакомить детей с историей возникновения календаря, и его видами. Закрепить знания детей о сезонности года, о его месяцах, неделях, днях. Развивать мышление, воображение, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать умение внимательно слушать.
Предварительная работа: чтение сказки «12 месяцев», беседа о временах года, наблюдение за сезонными изменениями.
Материал: календари разных видов, мультимедийная презентация.
Ход
1 часть – вводная.
Организационный момент.
Цель: настроить детей на дальнейшую деятельность, заинтересовать предстоящей работой.
Воспитатель: - Я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться Вас. А Вы хотите узнать, кто его прислал?.
Дети: - Да.
Воспитатель: - А прислал его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живет девочка с таким именем?.
Дети: - 12 месяцев.
Воспитатель: - Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Воспитатель: - Кто это, о каких братьях идет речь?.
Дети: Месяцы.
Воспитатель: - Хорошо, молодцы!. Ой, а здесь еще одна загадка, слушайте внимательно!. Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!.
Каждый день роняет листок,
А как год пройдет –
Последний листок отпадет.
Воспитатель: - Что это?. Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что то новое!. А вы хотите много знать?. А получить сюрприз!.
Воспитатель: - Давайте тогда вспомним вместе.
2 часть - основная.
Закрепление пройденного материала.
Цель: Закрепить интерес предыдущему занятию, к понятию «время», уточнить знания способ его фиксирования, измерения, закрепить умения планировать свою деятельность.
Воспитатель: - Что помогает нам и всем людям отчитывать время?. Кто вспомнит?.
Дети: - Часы.
Воспитатель: - А зачем нам нужно знать и следить за временем?.
Дети: - Чтобы не опоздать в садик, во сколько ложиться спать, и т. д.
Воспитатель: - Верно, хорошо. Я вам задавала задание на дом, выяснить у родителей, нужны ли им часы и следят ли они за временем. Кто выполнил это задание.
Дети: - Заслушать ответ детей.
Воспитатель: – Да, оказывается и нам с вами и взрослым очень нужно знать и следить за временем «обобщение ответа детей.
Воспитатель: - Но ведь нам нужно узнать, что то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?.
2. Изучение нового материала.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, использую календарь.
Воспитатель: - А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время.
Воспитатель: - Что это? (показывает календари).
Дети: - Календарь.
Воспитатель: - Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звездам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (первый слайд презентации). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнется разливаться река Нил. К этому дню люди чинили платины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне знали, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь. А потом стали появляться другие календари, у разных народов (слайды презентации).
Воспитатель: - Интересно?.
Дети: - Да.
3 часть – физкультминутка (часики).
Воспитатель: -
Вышли мыши как-то раз (маршируют на месте)
Посмотреть который час (повороты влево, вправо, руки у бровей)
1, 2, 3, 4 – мыши дёрнули за гири (имитируют движения)
Тут раздался звонкий звон (качают головой)
Убежали мыши вон (бег вокруг себя).
Воспитатель: - А сейчас стало очень много современных календарей.
Воспитатель: - Рассмотрим другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отметим их яркость и схожесть друг с другом.
Воспитатель: - Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чем он помогает людям?.
Дети: - Знать какой месяц, день, год.
Воспитатель: - Да, а еще они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот здорово!. С помощью календаря люди могут планировать и своё время, свою жизнь.
Воспитатель: - И так, зачем нам нужен календарь?.
Дети: - (ответ детей).
4 часть Закрепление изученного материала.
Цель: Закрепить знание детей о сезонных изменения в природе; развивать связную речь детей; закреплять устный счет; побуждать к самостоятельной передачи образов.
Дидактическая игра (Когда это бывает).
Воспитатель: - Давайте поиграем!. Встаём в круг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал. У кого мяч остался в руках, называет признаки года, которого я загадала.
Воспитатель: - Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки.
Воспитатель: - Ой, мы же совсем забыли по загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).
Каждый день роняет листок,
А как год пройдет –
Последний листок отпадет.
Дети: - Календарь.
Воспитатель: - Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.
Воспитатель: - Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году?.
Дети: - 12.
Воспитатель: - Помог нам в этом календарь сосчитать?.
Дети: - Да.
Воспитатель: - Сколько дней до выходных?.
Дети: - 5 дней.
Воспитатель: - Назовите сколько времён года вы знаете?. Что помогло вам ответить на мой вопрос?.
Дети: - Календарь.
Воспитатель: - Ребята, а у нас в конверте есть ещё – сюрприз, от Настеньки!. Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много и интересного!. Воспитатель: - Достаю из конверта календари на каждого ребёнка. Этот сюрприз понравился вам, выберите себе, какой вам больше нравится.
Воспитатель: - Вам понравился сюрприз Настеньки?.
Дети: - Да.
Воспитатель: - А давайте мы тоже для неё нарисуем красивый календарь, и отправим ей по почте!.
Воспитатель: - Займите свои места.
Воспитатель: - И нарисуйте признаки того времени года, которые вы выбрали.
5 часть – Заключительная.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!. Вы очень старались!. И теперь у Настеньки будет свой календарь, который ей будет помогать планировать своё время.