Лариса Кольянко
Как научить играть детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это основная деятельность детей, через игру ребенок входит в непростой мир окружающих его людей, предметов, событий. Игровая деятельность является средством психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития его способностей. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, а именно потребности в общении со взрослыми и сверстниками, потребность выплеснуть свою энергию, получить удовольствие, развлечься, удовлетворить свои интересы.
Публикация «Как научить играть детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
Игра и игровые действия детей не формируются сами собой – игре надо учить. Особенно это актуально в отношении детей с проблемами в развитии. Известно, что у таких детей слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, они имеют низкий запас знаний и представлений об окружающем. Игровая деятельность детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, отличается стереотипностью, однообразием, отсутствием замысла и речевого сопровождения действий.
Развитие игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. Перевод игры на более самостоятельный уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения.
В процессе обучения детей с нарушениями интеллекта в игре рекомендуется применять основные правила:
1. Правило последовательности:
– игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку действий, которые связаны с положительными эмоциями;
– каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
– игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала:
– игра и игровой материал подбирается с учетом возможностей детей.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
В процессе обучения игре детей с нарушениями интеллекта педагог (воспитатель, специалист) – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета.
В обучении детей с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их повседневной деятельности, дидактические и развивающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и, конечно, взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, логопеда, психолога и воспитателя. Обучение игре проводится в совместной деятельности, которая отражена в календарно-тематических планах и соответствует лексическим темам.
Основными задачами в обучении игре, прежде всего, станет пробуждение интереса к игре и обучение игровым действиям. В ходе занятий педагог решает и другие задачи, такие как:
развитие эмоциональной сферы;
развитие речи, внимания, воображения;
формирование функций имитирования и замещения;
формирование первичных навыков коммуникации в игре.
Для детей с нарушениями интеллекта развивающая среда должна содержать простые предметы для развития перцептивных действий, игрушки и материалы для развития сенсорной сферы (вкладыши, игры на липучках, пирамидки и т. п., реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины (овощи, фрукты, игрушки, предметы обихода, спортивный инвентарь, картинки по ознакомлению с окружающим, профессиями и действиями людей. Среда пополняется постепенно, после основательного знакомства ребенка с ее объектом.
На начальном этапе мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации. Воспитатель выступает как организатор детской игры, от него исходит инициатива в выборе игрушек и действий с ними. Привлекая ребенка к выполнению элементарных игровых действий с сюжетной игрушкой, педагог старается побуждать его к самостоятельности. Все действия ребенка педагог комментирует, ведь зачастую дети с нарушениями интеллекта не говорят. Путем показа и обыгрывания педагог раскрывает способы игры с сюжетными игрушками. После усвоения детьми игровых действий можно организовать игры двух детей рядом с одинаковыми игрушками, а затем – игры двух детей вместе с одной игрушкой.
Важным при обучении игре у детей с нарушениями интеллекта является усвоение ими последовательного развития игрового сюжета. Например, часто дети в игре «Доктор» сначала делают укол, а потом осматривают или слушают куклу, так как их привлекает больше действие с игрушкой-шприцем. Поэтому сначала необходимо придерживаться и приучать детей к последовательности бытовых действий в повседневной жизни: к примеру, подготавливаясь ко сну, заостряем внимание, что они сейчас разденутся, наденут пижаму, а потом лягут спать. Такой алгоритм дети будут использовать в игре с куклой: сначала ее разденут, а затем укладывают спать. При этом педагог для закрепления произносит: «Давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать?». Можно использовать и алгоритм последовательности в картинках – воспитатель выкладывает по порядку иллюстрации, а ребенок уже действует с игрушкой.
Для развития сюжета игр следует постоянно знакомить детей и обогащать их представления о различных профессиях: экскурсии, видеопрезентации, дидактические игры, рассматривание картинок, чтение художественной литературы – все эти формы помогут ребенку правильно отображать действия и отношения в игре. При обучении ролей необходимо учить детей общаться со сверстниками, важно найти ребенку партнера по игре. И все это происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развертывания сюжета и основные действия, но и сам принимает участие в игре.
Таким образом, организация обучения игре детей с нарушениями интеллекта требует планомерной и систематической работы, в ходе которой дети могут познавать и отражать окружающий мир, учиться строить взаимоотношения в разных видах детских игр, перенося эти отношения и в социум.