Аветисян Нонна
Практикум для родителей «Как мы воспитываем детей. Эффективность и приемлемость наказаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Мозговой штурм и обсуждение в группе.
Цели:
Обсудить различные методы воспитания.
•Предложите родителям объединить усилия и составить общий список методов воспитания.
Критерии оценки методов воспитания
1. Метод воспитания не должен нарушать права человека. По этой причине неприемлемы физические наказания (от порки до хватания за ухо, лишение свободы (связывание, запирание, оскорбления и другие действия, унижающие человеческое достоинство.
Публикация «Практикум для родителей „Как мы воспитываем детей, Эффективность и приемлемость наказаний“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Метод воспитания не должен нести в себе угрозу базовым потребностям ребенка. Поэтому недопустимы лишение воды и пищи, лишение отдыха, лишение одежды, изгнание из дома.
3. Метод воспитания не должен быть этически предосудителен. Таковыми являются ложь, манипуляция, шантаж, использование зависимого положения, использование некритичности мышления ребенка и др.
4. Важнейшей потребностью ребенка является эмоциональная близость с родителями. Поэтому все методы воздействия, связанные с эмоциональным отвержением, следует считать крайне сильными и опасными.
5. Воспитательное воздействие может быть эффективным только в том случае, если оно направлено на причину трудного поведения, а не на внешнее проявление.
6. В процессе воспитания возможны конфликты, родители и ребенок не всегда испытывают по отношению друг к другу только позитивные чувства. Однако при этом всегда нужно руководствоваться принципом «Ничто не важнее отношений». Нет смысла добиваться изменения в поведении ребенка, если в результате воспитательных воздействий будут разрушены доверие и взаимоуважение между ребенком и воспитателем.
7. Любое воспитательное воздействие должно в конечном итоге укреплять самоуважение ребенка, расширять его возможности, развивать в нем способность и готовность к ответственности за себя и самостоятельному принятию решений.
Предложите участникам оценить все названные методы по этим критериям.
Остановитесь на проблеме наказаний. Спросите участников, считают ли они, что можно воспитывать детей без наказаний, и если нет, то какие наказания можно применять. Подчеркните, что «правильное» наказание не должно носить характер мести. Задача родителей — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, в которой за ошибки приходится расплачиваться не потому, что нас наказывает кто то всемогущий, а просто в силу естественного хода вещей. Плохо работаешь — уволят, ссоришься с супругом — останешься один, транжиришь деньги — будешь беден и т. д. Поэтому самое эффективное наказание — естественные следствия проступка. Сломал игрушку — придется обходиться без нее; не сделал вовремя уроки — придется делать их вечером, вместо того чтобы смотреть кино; потерял или испортил ценную вещь — придется отдавать долг из карманных денег или отрабатывать. При этом по отношению к ребенку нужно проявлять не злорадство, а сочувствие и выражать уверенность, что он сумеет исправить последствия своей ошибки и впредь ее не повторит.
Когда родители позволяют себе бить или иначе физически наказывает ребенка, он тем самым дает ребенку правило поведения: «Если тебе что то не нравится — ударь или сделай больно».
Назначение родителя — обеспечить безопасное и успешное развитие ребенка. Намеренное причинение ребенку боли противоестественно.
Физическая боль может вызвать у любого человека, и у ребенка особенно, только страх или злость, но никогда — угрызения совести. Если ребенок и так чувствует себя виноватым, жестокое наказание лишь поможет ему скорее избавиться от переживания вины. Если он не сожалеет о своем поступке, наказание лишь приведет его к мысли в следующий раз делать это тайком.
Если вдуматься, в любом конкретном акте жестокого наказания реальным мотивом является вовсе не воспитание ребенка. Чаще всего это — проявление родительского бессилия, злости на кого то или что то другое, желание утвердить свою власть в семье, неумение и нежелание вдаваться в существо дела и удобство позиции «я уже все перепробовал — он неисправим» и т. д. Нередко за пристрастием к физическим наказаниям стоит садистический склад личности.
Эмоциональное отвержение и отказ в общении, которые используются во многих семьях, лишают ребенка удовлетворения жизненно важной потребности — потребности в эмоциональной близости. По сути, бойкот несет для ребенка сообщение: «Тебя не существует, и нас это вполне устраивает». Многие дети признаются, что переживают бойкот намного тяжелее, чем побои.
Самый плохой вариант — когда родители возводят свою некомпетентность, свою ошибку в принцип: «Бью для его же блага, вот и в Библии написано, что нужно бить. Обманываю — а как же иначе? Накричал — так любой бы на моем месте… Запрещаю все подряд — да ведь дай ему волю, — совсем распустится». Именно уверенность в собственной непогрешимости заводит в тупик воспитателя и его отношения с ребенком.