Светлана Сасина
Консультация для родителей «Воспитываем изобретателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Способы развития познавательной активности детей:
- Эксперименты и опыты
- ТРИЗ
- Детские изобретения своими руками
- Поделки из бросового материала.
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитываем изобретателя“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Как разглядеть способности ребенка?
-«У них глаза горят при решении нестандартных задач»
Другой признак будущего изобретателя – он обязательно «Почемучка». «Замучает вопросами». Просто «почемучка» - это еще не творческая личность. Будущему технику, прежде всего, нужна логика мышления, опирающаяся на фантазию. У начинающего изобретателя наблюдается не поле вопросов «почему?», а цепочка их, ведущая к решению глобальной задачи.
Третий признак выявления будущего изобретателя относится к области психологии и поведения. Опытные педагоги заметили, что непоседа, шалун – это далеко не доказательство отсутствия способностей. Но из злого, забитого, трусливого, мелкого пакостника, вырастает только пакостник большой, причем неважно – физик или лирик.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:
1. Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.
2. Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
3. Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.
4. Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.
5. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, смекалку, творчество.
Любой из детских конструкторов – это не только захватывающая игра. Это замечательный тренажер, развивающий пространственное мышление: малыш знакомится с симметрией, осваивает такие понятия, как «выше», «ниже», «правее», «левее», «ближе», «дальше».
Достаточно часто именно конструктор вырабатывает усидчивость у гиперподвижных детей. Например, игра в конструктор учит такого ребенка концентрировать свое внимание.
Конструктор дает свободу действий, ребенок учиться собирать свои модели, перестраивать их, менять детали, при этом он развивает свои изобретательские способности.
ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач
Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве.
Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни
Игра "А что, если…"
Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли ребенка. Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т. п.
Игра «Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход игры: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети должны назвать не менее 5 систем.
Что значит изобрести? Изобрести значит создать какую-нибудь новую вещь с необычными свойствами. К изобретениям относятся машины, устройства, способы изготовления разных вещей, создание новых необычных веществ.
• Какие дополнительные функции есть у карандаша, ведра, бутылки?
Не ограничивайте фантазию детей. Мы твёрдо знаем для чего нужна любая вещь. И это часто мешает увидеть её скрытые свойства и использовать по-новому. Если скрытое свойство сделать главным, то может появиться изобретение.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное.