Вера Бурнакова
Как интересно и продуктивно автоматизировать звук [Л] в словосочетаниях и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях»
Старшая группа
Цели и задачи. Закрепить навык правильного произношения звука «л» в словах, словосочетаниях и предложениях; учить дифференцировать звуки «л — ль» в словах; анализировать и синтезировать прямые слоги типа «ла»; составлять схемы односложных слов типа лось; активизировать словарь (названия животных, слово «любознательный»); работать над правильным употреблением предлогов (с, из, в, на, под, у); учить описывать действия, используя глаголы прошедшего времени.
Публикация «Как интересно и продуктивно автоматизировать звук [Л] в словосочетаниях и предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Оборудование. Настольная ширма для кукольного театра; игрушки: слоненок, кукла Лола, колокольчик, волшебная палочка, стол, юла, телефон; конверты со схемами слов : магнитофон с записью песни Чебурашки и музыки для физкультминутки; костюм Чебурашки; картина «Зоопарк»; предметные картинки с изображением животных и домика; картинки-портреты Чебурашки.
Ход занятия
Логопед. Посмотрите, сколько гостей пришло к вам. Они хотят знать, чему вы научились на наших занятиях. Давайте поиграем в игру «Любоз-нательный». А кто такой «любознательный»?
Дети. Человек, который хочет много знать.
Логопед. Ваша задача — отвечать на вопросы быстро. Чем едят суп? (Ложкой.) Чем копают землю? (Лопатой.) Что ночью ярко светит в небе? (Луна.) Где пасут коров? (На лугу.) От чего мама плачет, когда режет салат? (От лука.) Кто вас учит правильно говорить? (Логопед.) Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «л».) Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «л». Когда мы его произносим, губы что делают? (Улыбаются.) Где находится язык? (Упирается в верхние зубы.) А вот воздух выдыхается по краям языка. В образовании звука «л» принимает участие голос. Кто скажет, какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый.) Правильно. А теперь поиграем в «Телефон».
Дети (по одному и хором повторяют чистоговорки).
Лы-лы-лы — забивали мы голы.
Лу-лу-лу — возле окон на полу.
Ла-ла-ла — не заметили стекла.
Ло-ло-до — вот и треснуло стекло.
Логопед. Внимательно слушайте сказку, которую я вам расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «л».
У слоненка был день рождения. Пришла к нему кукла Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» — удивился слоненок. «Эта палочка не простая, а волшебная! — объяснила Лола. — Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался слоненок, сказал «юла» — сразу же появилась настоящая юла. Сказал «стол», «стул» — появилась мебель.
Сказал «колокольчик» — вот и колокольчик. Только скучно стало одному играть слоненку. Позвонил он в колокольчик и пригласил своих друзей из зоопарка.
Понравилась сказка? Какие слова со звуком Л вы запомнили? (Ответы.) Угадайте, кто пришел к нам в гости?
Под песенку Чебурашки входит ребенок в костюме Чебурашки.
Чебурашка. Здравствуйте, дети и взрослые.
Логопед. Чебурашка, а почему ты такой грустный?
Чебурашка. Слоненок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.
Логопед. Почему? Там ведь много разных зверей.
Чебурашка. Слоненок просил пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «л». А я не знаю, что это такое.
Логопед. Ребята, давайте поможем Чебурашке.
Дети называют животных со звуком «л». Логопед проводит работу по активизации словаря : вол (бык); лось (крупное животное семейства оленей с большими рогами) и т. д. Дети определяют место звука «л» в словах и «поселяют картинки в домик».
Проводится физкультминутка под песню.
Чебурашку мы в кино много раз видали. (Руки в разные стороны.)
Чебурашку мы давно в гости ожидали. (Руками изображают приглашающий жест.)
Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленкам.)
Чтоб на танцах у ребят польке научиться. («Ковырялочка».)
Чебурашка, веселей ножками притопни. (Движение притопывания.)
А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни. (Хлопают в ладоши.)
Чебурашка. Спасибо, дети! Вы мне очень помогли. А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Найди друга». Я буду звуком «л», буду «звать» гласный, а вы должны угадать, что получилось.
Л-а (ла, л-э (лэ, л-ы (лы) и т. д.
Дети составляют схему слова «лось».
(Один ребенок работает у доски, другие — с раздаточным материалом.)
Логопед. Чебурашка, ты будешь выполнять названные мной действия, а дети скажут, что ты сделал и какое маленькое слово есть в предложении. Чебурашка, сядь на стул. Что сделал Чебурашка? (Чебурашка сел на стул.) Какое маленькое слово есть в этом предложении? (На.) Правильно.
Аналогично проводится работа с такими заданиями: «Чебурашка, встань у доски. Возьми конверт со стола. Положи колокольчик под стол. Положи куклу в шкаф. Вынь куклу из шкафа».
Логопед. Отгадайте загадки.
«По деревьям - скок да скок - живой порхает огонек». (Белка.)
«По реке плывет бревно, ох и злющее оно. Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил)»,
«Сер, да не волк. Длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь». (Осел.)
«Хищный клык. Страшный рык слышат звери, обомлев. Кто же этот хищник?» (Лев.)
«Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! Как зовут ее?» (Лиса.)
«Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко». (Лось.)
Названия каких новых животных встретились в отгадках? Вы их запо-мнили?
Чебурашка. Мне очень понравилось, как работали дети. Я хочу подарить им на память мои портреты. (Раздает их детям.)
Итог занятия? Чем мы сегодня занимались? Чему мы научили Чебурашку? (произносили звук Л красиво; мы научили Чебурашку подбирать слова со звуком Л – ответы детей)