Наталья Бондарева
Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать представление о том, что дикие животные (медведь, белка, заяц, еж) приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закреплять знания детей о повадках диких животных.
Упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных.
Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности, и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Развивать доказательную речь, логическое мышление, любознательность, воображение.
Публикация «Конспект ООД по экологии в подготовительной группе „Как дикие животные к зиме готовятся“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счё т слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий.
Предшествующая работа: чтение рассказов и стихотворений о диких животных, разгадывание загадок о временах года
Материал к занятию: изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, фигурки зайца и медведя.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
- Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?
- Вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).
- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме животные. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Ёж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)
- Отгадайте о них загадки
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит. (медведь)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый. (волк)
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (еж)
Лапки у него и уши,
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку. (зайчик)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый. (лось)
Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.
(Белка)
- Как мы всех этих животных назовем одним словом? Почему?
Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»
- А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.
Лиса — рыжая, хитрая.
Заяц — трусливый, робкий.
Медведь — неуклюжий, косолапый.
Белка — проворная, быстрая.
Волк — серый, страшный.
Лось — рогатый, сильный.
Ёж — колючий, хитрый.
Барсук — аккуратный, трудолюбивый.
- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.
- Кто будет спать в своих домиках? (Медведь и ёж).
- Сколько месяцев они будут спать? ( Три месяца: декабрь, январь, февраль.).
- Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные? (много кушать).
- Правильно, они сейчас должны как следует, есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
- Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).
- Где спрячется ежик? (В норе).
- Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).
- Как же заяц готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)
- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)
- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делает медведь?
Театр на столе: "Заяц и медведь".
-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?
-Я-то? Да ем.
-А днем?
-И днем ем.
-А утром?
-Тоже ем.
-Ну, а вечером?
-И вечером ем.
-А когда ты не ешь?
-Да когда сыт бываю.
-А когда ты сыт бываешь?
-Да никогда.
- Почему медведь ест так много, готовясь к зиме? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).
- А как готовится к зиме белочка?
- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.)
- Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)
- Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Физминутка.
Звериная зарядка.
Раз – присядка,
Два – прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята любят долго потянутся,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть,
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
- Ребята, как у лисицы называется дом? (нора)
- Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).
- Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
- Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
- А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? (Лось).
- Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет)
- В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).
- Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.
Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)
- А вот для вас задание от лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.
1) лось, заяц, лиса
Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.
2) медведь, белка, ёж
Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет
3) волк, заяц, белка
Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.
4) барсук, лиса, медведь
Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.
Аппликация «Поменяем шубку зайке»
- Ребята, сейчас мы говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. (Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)
Итог занятия
- О каких животных мы сегодня говорили? (Заяц, белка, медведь и т. д.)
- А как мы их назовём одним словом? (Дикие)
- Где они живут? (В лесу)