Елена Галочкина
Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал
▼ Скачать + Заказать документы
Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную развивающую среду в группе. Надеюсь кому-нибудь пригодится эта информация.
Е. И. тихеева: |
"Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира " |
Публикация «Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал» размещена в разделах
При создании развивающей среды в группе я придерживалась следующих принципов:
]Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Мебель в нашей группе легко регулируется по росту детей ; размер и планировка помещения позволяют ребенку найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния («уголок уединения») и наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт («игровая зона»)
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Для детей, увлеченных рисованием, создала условия для реализации творческих способностей (мольберт, листы бумаги разного формата, рулонные обои, мелки, краски, кисточки и т. д.). При этом у дошкольников есть возможность рисовать не только сидя, но и стоя.
Для желающих поиграть в шахматы, а таких у нас в группе много, поставила столик в спальне и там, в тишине, под наблюдением помощника воспитателя, они с удовольствием играют.
В книжном уголке имеется своя «библиотека», ребята при желании могут брать домой книги, отмечая в специальных формулярах. Для умеющих читать сделала подборку книг с крупным шрифтом из серии «Читаем сами».
Легко ориентироваться в группе моим воспитанникам помогают символы, пиктограммы, алгоритмы движений.
Принцип стабильности –динамичности развивающей среды
В моей группе по списку больше девочек, поэтому чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин» и большая часть группы наполнена соответствующими играми и пособиями. Имеются ширмы для ограничения или расширения игрового пространства.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
В нашем детском саду, к сожалению, нет ни «зимнего сада», ни «компьютерного класса», ни «комнаты психологической разгрузки». Но у нас есть свой музыкальный зал, он же и физкультурный, что позволяет построить непересекающиеся сферы активности.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
В нашей группе каждому ребенку обеспечено личное пространство: кровать, шкафчик для одежды, место для хранения портфолио и семейного альбома.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
В нашей группе не только уютно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного. Помогают нам в этом родители воспитанников (пополняют центр эстетического восприятия картинами, поделками). Интерьер периодически меняется в зависимости от времени года, изучаемой темы, календарных праздников.
Принцип открытости-закрытости
«Открытость природе. Единство человека и природы»
В группе есть достаточное количество комнатных растений, соответствующих возрасту детей. Вместе со взрослыми, ребята пересаживают и поливают цветы, наблюдают за их ростом и постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только любоваться, но заботиться, охранять.
«Открытость культуре»
В дизайн интерьера нашей группы очень органично вписались элементы культуры (живопись, музыка, литература)
«Открытость своего «Я»»
В группе имеется большое зеркало и набор маленьких на подставках для рассматривания себя и сравнения с другими. Оформлен «Семейный альбом», куда мы помещаем фотографии, принесенные из дома. На «Стене творчества» вывешиваем лучшие рисунки, каждый ребенок имеет возможность не только познакомиться с результатом чьей-то работы, но и узнать имя автора.
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
При создании среды учитывала возрастные особенности, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдая за играми детей, сделала акцент на конструкторы «Лего», машинки, строительные наборы – для мальчиков, а куклы, наборы «Посуда», «Парикмахерская», «Больница» - для девочек.
Предметно-развивающую среду организовала с учетом принципа интеграции образовательных областей, учитывала соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, что обеспечивает безопасность детей, сохранение их физического и психического здоровья.
Развивающая среда в группе обозначена наличием центров детской занятости:
Центр физической культуры (различное спортивное оборудование: обручи, мячи, скакалки, ленты, гантели, веревочки, мешочки, «дорожки», кегли, «сухой душ», карточки с алгоритмами выполнения упражнений и т. д.)
Центр изобразительного искусства (материал для творчества детей, а также предметы народного промысла для любования, альбомы, наборы открыток и т. д.)
Музыкальный центр (различные музыкальные инструменты и сделанные своими руками в том числе, магнитофон, диски, кассеты с детскими произведениями и классическими)
Книжный центр (портреты детских писателей и поэтов, художественная литература по программе, журналы, альбомы с иллюстрациями сказок, своя «библиотека» с формулярами, подборка книг с крупным шрифтом для читающих детей).
Театральный центр (уголок «ряжения» с большим ассортиментом костюмов и головных уборов, театры кукольные, настольные, пальчиковые, «варежка», «тактильных ощущений», фланелеграф, маски, шапочки)
Центр формирования элементарных представлений о природе (комнатные растения, календарь природы и погоды, наборы природного материала, коллекция семян цветочных и овощных растений, ракушек, альбомы, открытки, инвентарь для дежурства, труда и экспериментирования, здесь же расположен мини-музей «Море-море, мир бездонный»)
Центр строительно-конструктивных игр (наборы конструкторов, транспорт, мозаика, схемы).
Центр дидактических игр (шнуровки, пазлы, лото, домино, шашки, шахматы, наборы дидактических, настольно-печатных игр)
Математический центр (наборное полотно, дидактические игры, макет часов, счетный материал, наборы геометрических фигур, тетради в клетку)
Центр сюжетно-ролевых игр (подборка оборудования и спецодежды для игр «Больница», «Аптека», «Супермаркет», «Школа», «Ателье», «Салон красоты», «Полиция», «Строители», «Автомастерская».
Центр патриотического воспитания (глобус, куклы в национальных костюмах, папка-раскладка с геральдикой России, поселка Серышево, альбомы, художественная литература о России и малой Родине).
При создании развивающего пространства в групповом помещении я учитывала ведущую роль игровой деятельности. Это позволило каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Всем творческих успехов, удачи в конкурсах и без проблем аттестоваться!