Получи документы

Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал

Елена Галочкина
Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал
▼ Скачать + Заказать документы

Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную развивающую среду в группе. Надеюсь кому-нибудь пригодится эта информация.

Е. И.  тихеева:
"Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира "
[/i]

Публикация «Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал» размещена в разделах

При создании развивающей среды в группе я придерживалась следующих принципов:

]Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Мебель в нашей группе легко регулируется по росту детей ; размер и планировка помещения позволяют ребенку найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния («уголок уединения») и наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт («игровая зона»)

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Для детей, увлеченных рисованием, создала условия для реализации творческих способностей (мольберт, листы бумаги разного формата, рулонные обои, мелки, краски, кисточки и т. д.). При этом у дошкольников есть возможность рисовать не только сидя, но и стоя.

Для желающих поиграть в шахматы, а таких у нас в группе много, поставила столик в спальне и там, в тишине, под наблюдением помощника воспитателя, они с удовольствием играют.

В книжном уголке имеется своя «библиотека», ребята при желании могут брать домой книги, отмечая в специальных формулярах. Для умеющих читать сделала подборку книг с крупным шрифтом из серии «Читаем сами».

Легко ориентироваться в группе моим воспитанникам помогают символы, пиктограммы, алгоритмы движений.

Принцип стабильности –динамичности развивающей среды

В моей группе по списку больше девочек, поэтому чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин» и большая часть группы наполнена соответствующими играми и пособиями. Имеются ширмы для ограничения или расширения игрового пространства.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

В нашем детском саду, к сожалению, нет ни «зимнего сада», ни «компьютерного класса», ни «комнаты психологической разгрузки». Но у нас есть свой музыкальный зал, он же и физкультурный, что позволяет построить непересекающиеся сферы активности.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

В нашей группе каждому ребенку обеспечено личное пространство: кровать, шкафчик для одежды, место для хранения портфолио и семейного альбома.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

В нашей группе не только уютно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного. Помогают нам в этом родители воспитанников (пополняют центр эстетического восприятия картинами, поделками). Интерьер периодически меняется в зависимости от времени года, изучаемой темы, календарных праздников.

Принцип открытости-закрытости

«Открытость природе. Единство человека и природы»

В группе есть достаточное количество комнатных растений, соответствующих возрасту детей. Вместе со взрослыми, ребята пересаживают и поливают цветы, наблюдают за их ростом и постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только любоваться, но заботиться, охранять.

«Открытость культуре»

В дизайн интерьера нашей группы очень органично вписались элементы культуры (живопись, музыка, литература)

«Открытость своего «Я»»

В группе имеется большое зеркало и набор маленьких на подставках для рассматривания себя и сравнения с другими. Оформлен «Семейный альбом», куда мы помещаем фотографии, принесенные из дома. На «Стене творчества» вывешиваем лучшие рисунки, каждый ребенок имеет возможность не только познакомиться с результатом чьей-то работы, но и узнать имя автора.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании среды учитывала возрастные особенности, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдая за играми детей, сделала акцент на конструкторы «Лего», машинки, строительные наборы – для мальчиков, а куклы, наборы «Посуда», «Парикмахерская», «Больница» - для девочек.

Предметно-развивающую среду организовала с учетом принципа интеграции образовательных областей, учитывала соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, что обеспечивает безопасность детей, сохранение их физического и психического здоровья.

Развивающая среда в группе обозначена наличием центров детской занятости:

Центр физической культуры (различное спортивное оборудование: обручи, мячи, скакалки, ленты, гантели, веревочки, мешочки, «дорожки», кегли, «сухой душ», карточки с алгоритмами выполнения упражнений и т. д.)

Центр изобразительного искусства (материал для творчества детей, а также предметы народного промысла для любования, альбомы, наборы открыток и т. д.)

Музыкальный центр (различные музыкальные инструменты и сделанные своими руками в том числе, магнитофон, диски, кассеты с детскими произведениями и классическими)

Книжный центр (портреты детских писателей и поэтов, художественная литература по программе, журналы, альбомы с иллюстрациями сказок, своя «библиотека» с формулярами, подборка книг с крупным шрифтом для читающих детей).

Театральный центр (уголок «ряжения» с большим ассортиментом костюмов и головных уборов, театры кукольные, настольные, пальчиковые, «варежка», «тактильных ощущений», фланелеграф, маски, шапочки)

Центр формирования элементарных представлений о природе (комнатные растения, календарь природы и погоды, наборы природного материала, коллекция семян цветочных и овощных растений, ракушек, альбомы, открытки, инвентарь для дежурства, труда и экспериментирования, здесь же расположен мини-музей «Море-море, мир бездонный»)

Центр строительно-конструктивных игр (наборы конструкторов, транспорт, мозаика, схемы).

Центр дидактических игр (шнуровки, пазлы, лото, домино, шашки, шахматы, наборы дидактических, настольно-печатных игр)

Математический центр (наборное полотно, дидактические игры, макет часов, счетный материал, наборы геометрических фигур, тетради в клетку)

Центр сюжетно-ролевых игр (подборка оборудования и спецодежды для игр «Больница», «Аптека», «Супермаркет», «Школа», «Ателье», «Салон красоты», «Полиция», «Строители», «Автомастерская».

Центр патриотического воспитания (глобус, куклы в национальных костюмах, папка-раскладка с геральдикой России, поселка Серышево, альбомы, художественная литература о России и малой Родине).

При создании развивающего пространства в групповом помещении я учитывала ведущую роль игровой деятельности. Это позволило каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Всем творческих успехов, удачи в конкурсах и без проблем аттестоваться!

Публикации по теме:

Качество развивающей среды в физкультурном зале Качество организации развивающей среды в физкультурном зале. Соловьёва Н. В. творчески подходит к организации развивающей среды, опираясь.

Конспект НОД по ФЭМП «Математические игры как потенциал интеллектуального развития дошкольников» Цель: формирование умения подбирать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера по схемам. Образовательные задачи: - продолжать учить количественному.

Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования» Качество дошкольного образования Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. В. И. Слободчикова Вопрос о качестве дошкольного.

Любовь к детям… Самое важное качество воспитателя!!!Любовь к детям… Самое важное качество воспитателя!!! Добро пожаловать! Добавляйтесь в друзья, очень рада буду знакомству. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворить.

Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды, способствующей успешной социализации личности.

Педагогический потенциал в реализации задач по патриотическому воспитанию Требования, предъявляемые федеральным законом «Об образовании в РФ» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Проект «Создание предметно развивающий среды»Проект «Создание предметно развивающий среды» Проект " Создание предметно развивающий среды" Развивающая среда - это система условий обеспечивающая возможность осуществления детской.

Развивающий аспект речевой среды педагога в дошкольном учреждении. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех.

Консультация «Воспитательный потенциал искусства» Искусство играет огромную роль в жизни общества. Оно способствует раскрытию лучших черт человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию,.

Забота — великое качество!Забота — великое качество! Что такое забота?Это, конечно же интересоваться жизнью и судьбой кого нибудь, конечно же переживать и участвовать в жизни и судьбе интересующего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 16:53
+92Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал» (включая файлы) размещена пользователем Елена Галочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД