Наталья Твердохлебова
Развивающий аспект речевой среды педагога в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы
Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из показателей для воспитания культурного, социально-адаптированного ребенка в ДОУ является речь педагога. Развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Несмотря на предание критике авторитарной педагогики с ее требованиями неукоснительного послушания, казарменным стилем общения, характеризующиеся диктаторским, безапелляционным тоном, штампованными назиданиями, бестактными замечаниями, грубыми одергиваниями, угрозами, запугиваниями, признаки речевого репрессивного поведения могут встречаться в практике педагогов. Проводя подготовительную работу к рассмотрению вопроса на педсовете, молодые воспитатели изучили случаи такого отношения в семье и детском саду. Разбирая на педсовете тему речевого поведения воспитателей как основу формирования поведенческих форм детей со взрослыми, сверстниками, педагогами - воспитатели отмечали, что сами страдали в детстве от речи воспитателей, которая показывала пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявлялось в резких замечаниях: «Рисуешь как курица лапой!»; в грубых требованиях: «Закрыли рты!»; в унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже в явных оскорблениях и угрозах: «Поставлю в угол!», «Это кто такой умный?»; в ограничениях детской непосредственности на занятиях, например, обрывание детей: «Елена Ивановна, а у меня…» «Тихо! Я сама все вижу! Сама ко всем подойду!»; в пресечении детской инициативности: «Положи сейчас же, я не говорила брать в руки кисточки!», «Замолчи, сейчас я говорю!»; в прерывании эмоциональных проявлений у детей, так, если в процессе деятельности у ребят возникают эмоции, которые необходимо выплеснуть, то авторитарный педагог прервет : «Это кому там смешно, Смирнов? Это я буду смеяться, когда посмотрю на твой рисунок!», «Хватит рыдать, замучила всех своими слезами!». Именно речевая агрессивность воспитателя имеет наиболее опасные последствия для детей: занижается самооценка, появляется неуверенность в себе, страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослым вообще. В итоге, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к замкнутости, отчуждению, враждебности и непониманию. С другой стороны, пользуясь агрессией слова как способом коммуникативного воздействия, педагог не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма (собственное бессилие заинтересовать, организовать и разделить интересы ребенка при достижении целей и задач занятия).
Публикация «Развивающий аспект речевой среды педагога в дошкольном учреждении,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Наши педагоги смоделировали игровую ситуацию, в которой дети в возрасте от 3 до 7 лет принимали на себя роль воспитателя детского сада, мамы, папы, воспроизводили репрессивные формы речи. (В качестве воспитуемых были куклы, которые «плачут, не слушаются», дети ровесники и младшие дети). Проведенный анализ показал, что у 78% детей (из обследованных 120) преобладает репрессивный характер речи взрослых (к ним мы отнесем мать, воспитателя) усваивается ребенком в качестве эталона речевого поведения и воспроизводится в конфликтных и даже неконфликтных ситуациях.
Проведя диагностику среди молодых педагогов нашего ДОУ (как правило, выпускников пединститутов) выявилось, что репрессивную форму речи, усвоенную в детстве, использовали как в конфликтных и даже неконфликтных ситуациях 58% воспитателей. Каждый воспитатель считает, что развивающий потенциал речевой среды в дошкольном образовательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому повышение уровня качества своей речи — нравственный долг каждого педагога как один из аспектов удовлетворения социального заказа родителей. Педагог обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Однако, когда приводился пример их собственной репрессивной речи в детском саду, следовали объяснения: «Нервов не хватает, вывели», «Не знаю, почему вырвалось», «Это у меня в памяти засело», «С нами в саду только так и разговаривали», «Это случайно». 10 % молодых педагогов были уверены, что высказывания «Не перебивай, тебя никто не спрашивает», «Кто в угол захотел?», «Молчать!» используются воспитателем регулятором детского поведения и дисциплины. Речевая культура поведения многогранна и имеет неоднозначное трактование природы ее формирования.
Так же было, проведено анонимное анкетирование родителей с целью определения стиля общения взрослых с ребенком в семье.
И получили следующие результаты:
Стиль общения с ребенком определяется в собственной семье на 75%, причем примером у молодых мам является речевая культура, взятая из собственной семьи, т. е. у своих родителей.
На ласковые слова, словесные формы поддержки для своего ребенка не хватает времени из-за загруженности на работе, занятости домашними делами – у 48% респондентов.
Словесные угрозы и «ярлыки» - «вечно у тебя не так, как у других детей!», «Почему другие сделали, а у тебя не получилось?» и т. п. – позаимствованы из собственной семьи у 87% опрошенных.
Вероятно, речевая культура, как впрочем, и другие стороны педагогических положений, усваиваются, «впитываются» не на уровне знаний, а на уровне образа жизни. Таким образом, коммуникативная деятельность определяется своей устойчивостью, в тех жизненных ситуациях, «когда не нужно себя контролировать, когда никто не видит». При этом не следует забывать, что репрессивный характер речи мамы, как и воспитателя, пагубно отражается на интеллектуальном потенциале личности, а толерантная манера общения с ребенком повышает его рефлексивные способности (по мнению английского психолингвиста Б. Бернстайна).
Вывод: Для замены репрессивного речевого поведения толерантным, следует не только информировать о разрушающем влиянии первого как на личность воспитанника, так и на личность воспитателя, но и включать в практику речевые тренинги, деловые игры, где родители и педагоги овладеют теми речевыми средствами, которые дадут возможность предотвращать конфликты, повышать самооценку, создавать социальную и эмоциональную комфортную обстановку в семье и детском саду.
При имеющейся установке на толерантное речевое поведение в семье и дошкольном учреждении воспитатель должен использовать речевые средства, такие как:
1. Немногословность (краткость). Около 80% информации дети воспринимают через эмоциональный посыл (интонация, выражение лица, жесты, поза и т. д.).
2. Индивидуальность общения. Дети младшего дошкольного возраста не слышат общих рекомендаций и просьб. Они понимают те слова, которые обращены только к ним. Увеличение частоты обращений к каждому ребенку отдельно, называя его по имени.
3. Отсутствие сравнительной характеристики. Не следует сравнивать одного ребенка с другим.
4. Речевое поощрение ребенка. Похвала - при всех, критика - наедине, причем только в том случае, если она может помочь; при разумной дозе одобрений критика обычно не нужна.
5. Способ косвенного выражения побуждения, просьбы («Стоит ли ругаться?», употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам.») 7. Уверенность в успехе ребенка. Строить свою речь таким образом, что качества, которые вы хотите в нем воспитать, уже есть: "Еще немного настойчивости, и ты непременно добьешься, сумеешь сделать".
6. Вежливость. Вежливость воспитывается только вежливостью, но никак не замечаниями.
7. Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Речевым поведением педагог дает образец детям. Все критические замечания делаются в форме советов, пожеланий.
8. Исключение из речи частицы «НЕ». Устанавливая с детьми правила поведения в группе, старайтесь "уходить" от слов "нет, нельзя, не". На уровне подсознания частица "НЕ" не воспринимается. Поэтому лучше использовать "Говорите тихо", "У нас принято говорить тихо".
9. Ролевые игры. С помощью речи человек может отстоять свои права, защитить себя. Чаще разыгрывайте сценки, когда по роли ребенку необходимо выступить в свою защиту. Дети обучаются толерантному общению при отстаивании своих интересов.
10. Разъяснение. Из-за малого социального опыта ребенка ему надо обосновать и разъяснить, для чего необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.
11. Речевое развитие ребенка - фактор его готовности к школе.
Использование в речи красивых фраз, пословиц, поговорок, чтение любимых стихов, пересказывание любимых детских книг способствует развитию культурологических речевых навыков.
12. Использование юмора, шуток как универсальное средство от бед и обид.
Список используемой литературы:
1. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
2. Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И. В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. – 223 с.
4. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста : пособие для уч-ся / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, 1977. - 239 с.
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2007. – 256 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.