Ивасенко Татьяна ивановна
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема взаимодействия дефектолога и педагога-психолога совсем не нова. В связи с ФГОС и новым законом об Образовании стала более актуальной.
В последнее время отмечается увеличение числа детей, имеющих интеллектуальные нарушения и недоразвитие речи. Очевидно, что такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. В нашем детском саду воспитываются дети с нарушениями интеллекта и ЗПР.
Публикация «Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Особенностью поступающих детей в наше ДОУ является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.
Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим психолого-педагогическое обследование детей.
В нашем ДОУ для детей с ОВЗ созданы специальные условия. Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу активно подключается педагог-психолог, так как у таких детей наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: небольшой объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями.
Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как психолог и дефектолог не только могут совместно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.
Целью совместной работы учителя-дефектолога и педагога-психолога является обеспечение диагностико – коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с нарушениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитания.
Общие задачи:
- Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и
дефектолога как условие интеллектуального и личностного развития ребенка.
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-
развивающей деятельности специалистов.
- Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и психолога в условиях дошкольной образовательной среды.
Задачи учителя дефектолога :
• Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка,
• Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям:
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- развитие речи;
- развитие моторики;
- развитие математических способностей;
- расширение кругозора.
• Прослеживание динамики развития детей и результата коррекционно-
развивающей работы.
• Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.
• Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
• Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми.
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОВЗ. Разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Проводит диагностику, консультирование педагогов, родителей, коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Взаимодействие между педагогом-психологом и учителем-дефектологом реализуется по следующим направлениям:
1. Диагностическая работа.
2. Коррекционно–развивающая работа.
3. Аналитическая работа
4. Консультативно-просветительская.
1. Совместная диагностическая работа заключается в углубленном
комплексном обследовании детей с ОВЗ с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Совместное диагностическое обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом помогает выявить актуальный уровень психического развития ребенка и на основе этого выбрать педагогическую стратегию по отношению к каждому воспитаннику, правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению нарушений, имеющихся у ребенка. Учитель-дефектолог и педагог-психолог планируют индивидуальные и групповые занятия по развитию внимания, памяти, мышления, моторных навыков, а также в формировании у ребенка правильной самооценки.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала. Концентрированное изучение темы служит также средством установления более тесных связей между педагогом-психологом и учителем-дефектологом, так как специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Например, если запланирована тема «Транспорт», то учитель-дефектолог на этом материале повышает познавательную активность детей и при этом развивает психические процессы, такие как мышление, память, внимание, восприятие, воображение, обогащает словарь, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, используя игры и задания в соответствии с данной темой. На специально разработанных занятиях педагога-психолога дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими. Проводит различные игры, упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве дефектолога и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
4. Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывность
сопровождения детей, их семей и педагогов по вопросам создания
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания коррекции и развития. Как показала практика, эффективной формой работы с родителями является совместное консультирование учителем-дефектологом и педагогом-психологом, которые предоставляют посмотреть на проблему ребенка с разных сторон.
Специалистами ДОУ используются такие формы работы, как:
- МО для воспитателей нашего ДОУ, где воспитатели подробно изучают особенности развития и восприятия информации, а также поведенческие особенности детей с различными нарушениями;
-интегрированные праздники и развлечения;
- совместное проведение «Родительских собраний», «Семинаров»,
«Мастер-классов».
Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога позволяет :
1. Учитывать индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
2. Четко сформулировать объективное заключение;
3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;
4. Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.
Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога и педагога-психолога в условиях нашего ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
У всех детей с ОВЗ в нашем ДОУ наблюдается нарушение различных сторон речи. Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
В своей работе мы уделяем особое внимание развитию мелкой моторики рук, таким образом, стимулируем речевой центр, что благоприятно влияет на развитие речи.
Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью при проведении, занятий.
В своей работе учителя-дефектологи и педагог-психолог определили несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы;
• пальчиковые игры;
• массаж пальцев и кистей;
• упражнения с использованием массажного шарика Су-Джок (под рифмолику) по лексическим темам;
• кинезиология.
Мы применяем на ежедневных занятиях различные игры, цель которых развитие мелкой моторики у детей. Как известно, развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих высших психических функций и учебных навыков. Для определения уровня развития речи используют следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированное движение пальцев – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолировано, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
К проводимой с детьми работе подключаются и музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, воспитатели, родители. Достижение эффективности в коррекцционно – воспитательной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
1. Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка. -М. ,1995.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. - М. ,1999.
3. Психолого-медико педагогический консилиум. Технология организации
диагностической и корекционно-развивающей деятельности.
Методическое пособие. Под. ред. Т. Г. Зубаревой. - Курск, 2009.
4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. -М., 2009.