Марина Апаназова
К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста
Апаназова М. Н., педагог – психолог МБДОУ № 236
«Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
Скалон Т. А., ПДО МБДОУ № 236
«Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
В статье представлен материал из опыта работы МБДОУ № 236 по расширению знаний и приобретению опыта педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Публикация «К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: эффективность, экологическое образование
Необходимость экологического воспитания дошкольников в настоящее время не вызывает сомнения. Однако эффективность данного процесса зависит от многих составляющих: знания возрастных особенностей детей дошкольного возраста, методов и приемов, используемых для формирования экологических представлений.
Огромное значение в развитии личности ребенка, его социализации, как указывают специалисты, имеет познавательно-исследовательская деятельность. В основе этой деятельности лежит детская любознательность. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения [5]. Это поведение является универсальной характеристикой человеческой деятельности, пронизывающее другие виды деятельности. В результате познавательно-исследовательской деятельности ребенок дошкольного возраста приобретает знания об окружающем мире самостоятельно или под руководством взрослого. Неудовлетворенная потребность в исследовательском поведении, как указывают психологи, может стать причиной пассивного отношения к себе, другим и к окружающему миру. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти выход в деструктивном поведении. Поэтому важнейшей задачей педагогов детских дошкольных учреждений является удовлетворение детской потребности в познании окружающего мира. Замечательным ресурсом в этом отношении является экологическое воспитание дошкольников. На этапе дошкольного детства ребенок должен получать первые представления о природе и ее взаимосвязях. В результате чего у детей начинают формироваться первоосновы экологической культуры [2].
Другой важной составляющей эффективности экологического воспитания дошкольников является наличие программы. В настоящее время разработаны различные программы по экологическому воспитанию дошкольников отдельными авторами и целыми коллективами. Поэтому педагоги детских учреждений могут выбирать исходя из региона, места нахождения детского сада и индивидуальных возможностей.
Зимний сад нашего дошкольного учреждения обуславливает наличие основного компонента экологоразвивающей среды, которая является ведущим методом экологического воспитания. Поэтому на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой [3] мы разработали свой вариант программы по экологическому воспитанию дошкольников, где материал был конкретизирован для каждой возрастной группы [6]. Не менее важным являются разработки занятий. Поэтому нами были разработаны полные конспекты занятий для средней, старшей и подготовительной группы [6,7,8]. В связи с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста занятия построены на основе комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по экологии и игровой, изобразительной деятельности, музыки, литературы, физкультурными упражнениями.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наблюдение, моделирование, игровая и исследовательская деятельность. Исследовательской деятельности как методу отводится значительное место. Дети экспериментируют с воздухом, песком, камнями, рассматривают в лупы, микроскоп, бинокуляр отдельные объекты природы.
Для активизации творческого потенциала, развития воображения детей используется разнообразная продуктивная деятельность. Все это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятиям по экологии.
Очень важен обмен опытом у педагогов, занимающимся экологическим образованием дошкольников. Поэтому важны методические объединения, позволяющие обогащать опыт педагогов, занимающихся экологическим воспитанием. На открытых мероприятиях: практические занятия, семинары, конкурсы, викторины, развлечения, мастер-класс, - всегда можно было увидеть новые способы и приемы обучения. На базе нашего детского сада 7 лет действовали две опорно-методические площадки: по экологическому воспитанию и исследовательской деятельности дошкольников. По результатам деятельности были отобраны лучшие методические разработки педагогов ДОУ и опубликовано пособие в редакции Научного методического центра г. Кемерово в 2017 году [4].
Достаточно значимым в эффективности экологического воспитания является сотрудничество педагогов детского учреждения: эколога, психолога, воспитателей групп, музыкального работника, инструктора по физической культуре и др. Наиболее тесное сотрудничество в нашем детском саду происходит между экологом и психологом. В своей деятельности психолог основывается на специфические методы, разработанные С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным [9], которые выделяют три группы методов направленные на формирование:
элементарных экологических представлений у дошкольников;
навыков правильного взаимодействия дошкольников с природными объектами;
эмоционально положительного отношения к миру природы.
Воспитание чувств ребенка является важнейшей задачей педагогов дошкольного учреждения. От того, с какими эмоциями будут усваиваться новые знания, решающим образом будет зависеть отношение ребенка к окружающему миру. Кто, как не взрослый, поможет ребенку увидеть всю гамму чувств в отражении окружающего мира.
Об эффективности экологического воспитания могут свидетельствовать следующие показатели:
- задают ли дети вопросы и делятся своими впечатлениями на занятиях;
- радуются предстоящему занятию и спрашивают, когда будет следующее, будут ли занятия по экологии в школе;
- делятся впечатлениями и знаниями с родителями;
- интерес и участие родителей в различных мероприятиях экологической направленности;
- проявляют сопереживание, заботливое отношение к животным и растениям в природе и дома;
- положительные отзывы при анкетировании родителей.
Таким образом, экологическое воспитание – это многогранный процесс,
зависящий от различных составляющих.
Литература
1. Апаназова М. Н. Познавательно-исследовательская деятельность как сквозной механизм в познавательном развитии дошкольников [Текст] / М. Н. Апаназова // Сборник методических материалов по формированию экологической культуры у дошкольников. – Кемерово : МДОУ ДПО «Научно-методический цент», 2017. – 104 с.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : AKADEMA, 2002. – 270 с.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : AKADEMA, 2001. – 208 с.
4. Сборник методических материалов по формированию экологической культуры у дошкольников. [Текст] / под общ. ред. Н. М. Игнатьевой. – Кемерово : МДОУ ДПО «Научно-методический цент», 2017. – 104 с.
5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. :ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
6. Скалон Т. А. Экология для детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Скалон. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2008. – 152 с.
7. Скалон Т. А. Экология для детей старшей группы детского сада [Текст] / Т. А. Скалон, Н. М. Игнатьева. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2011. – 156 с. 8. Скалон Т. А. Экология для детей средней группы детского сада [Текст] / Т. А. Скалон, Н. М. Игнатьева. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2010. – 104 с.
9. Черезова Л. Б. Проблемы дошкольного экологического образования с точки зрения психологии [Текст] / Л. Б. Черезова // Психолог в детском саду. – 2012. - №4. – С. 117-122.