Любовь Картавцова
Интеграция экологического воспитания через новую модель дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
[Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ивушка»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
«Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живешь. Величайшие писатели, поэты, художники, композиторы, ученые создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы.
Публикация «Интеграция экологического воспитания через новую модель дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердится в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, с моей точки зрения:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических - знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущим, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас ДОМ, безнравственны.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать, познавать и исследовать ее.
В Федеральном Законе «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются эстетические принципы отношения к природе.
Я совместно со сташим воспитателем разработала систему мероприятий по воспитанию и формированию экологической культуры : интеграция экологии просматривается во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Интегрированные занятия по экологии (совместные занятия инструктора по физической культуры, музыкального руководителя, в ходе которого деятельность каждого специалиста, вплетается и интегрируется в другую образовательную область. В дальнейшем наша интегративная деятельность продолжается на всех ступенях дошкольного возраста. Тематическая интеграция разработана мной через составление модулей и другие различные формы, методы, средства работы с дошкольниками и родителями, с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.
Работа по экологическому воспитанию, распространение опыта работы проекта ведется через презентации, опыты, эксперименты с использованием компьютерных технологий, развлечения, игры, мастер-классы, родительские собрания в форме круглого стола.
В настоящее время я осуществляю поиск эффективных методов экологического образования, создаю технологии обучения и воспитания для детей дошкольного возраста.
Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе с учителями начальной школы.
Внедряя проектный метод в работу ДОУ, мы всегда помним:
- данная работа предполагает не прямое применение готовых к использованию программ, методических пособий, рекомендаций, а совместную деятельность участников проекта, направленную на достижение поставленных целей и задач;
- образовательная деятельность должна проводиться с включением проблемных ситуаций для детского экспериментирования;
- о комплексном блочно-тематическом планировании занятий;
- об интеграции : частичной (одно из направлений программы интегрируется с другим); полной (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- дети сами себе намечают программу деятельности и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Учитывая все выше сказанное, и не забывая о том, что проектная деятельность развивается поэтапно, в ДОУ активно внедряется данный метод и есть возможность отследить его на всех этапах – от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику.
Руководство процессом исследовательской деятельности я реализуею посредством использования различных методов и приемов, и учитывая принцип «от простого к сложному». Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Использую отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой, для того, чтобы показать детям, какой корм ей необходим, предлагаю положить перед животным рыбку, яблоко, конфету. Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками. При обсуждении результатов опыта я подвожу детей к самостоятельным выводам, суждениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира, в то же время у ребенка развиваются мыслительные операции (анализ, классификация, обобщения).
Большую роль я отвожу играм - экспериментам. Например, используя теплую погоду во время прогулок, и анализирую игры с песком. Во время игры приговариваю: «песок мелкий - сыплется, влажный из него можно делать пирожки». Так, в процессе игры, малыши знакомятся со свойствами песка.
В старшем дошкольном возрасте я знакомлю детей с физическими явлениями: замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, в воде. В соответствии с программой разрабатываю систему познавательных задач, которые постепенно ставлю перед детьми в определенной последовательности: сначала - простые, затем - сложные.
Например:
«Неживая природа» : Почему качаются ветки деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?
«Живая природа» : Могут ли растения расти без света? Почему осенью растения увядают? Зачем черепахе панцирь?
После принятия детьми познавательной задачи осуществляется исследовательская деятельность. Дети совместно со мной наблюдают, экспериментируют, делают выводы. Потом выслушиваю мнение каждого ребенка, а затем принимаю общее решение.
Осуществляя руководство исследовательской деятельностью создаю специальные условия для решения познавательной задачи, что создает атмосферу творческого отношения к миру природы.
В систему работы включаю опыты, наблюдения, в результате которых ребенок знакомится с законами природы.
С родителями ведётся работа по трё м направления:
• Приобщение дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближнем окружении.
• Формирование здорового образа жизни детей и родителей в процессе проведения эколого-оздоровительной работы;
• Экологическое воспитание путём приобщения к художественному творчеству (изготовление костюмов, поделок, участие в праздниках, создание презентаций, фотоснимков и т. д.).
Постоянно ведё тся работа совместно с родителями и детьми по следующим направлениям:
- создание кормушек для птиц;
- посев цветочных культур для озеленения участка группы;
- выращивание рассады для последующей посадки на огороде ДОУ;
- выращивание комнатных растений для обновления уголков природы;
- пополнение игровых атрибутов через использование некоторых бытовых отходов.
- проведение различных конкурсов-выставок.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры как еще одного компонента развития личности в новой системе образования.
Задачи:
- оказать методическую и практическую помощь в организации работы по экологическому воспитанию и образованию детей с целью формирования их экологического сознания;
- создание условий обеспечивающих планирование педагогического процесса экологического воспитания;
- осуществление систематической работы с детьми и выявление уровня развития экологической культуры через мониторинг;
- разработать план совместной работы по экологическому воспитанию со специалистами ДОУ;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их практической деятельности в быту;
- способствовать проявлению активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе);
- изучение взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.
Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:
• непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
• интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
• развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
• предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
• рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
• сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
• Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ).
• Перспективность (направленность на конечный результат).
• Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года).
• Реальность поставленных целей.
• Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
Для успешной реализации проекта в ДОУ создана определенная исследовательская среда и проведено ряд мероприятий:
• открытие экологической библиотеки;
• на территории детского сада выделен уголок «нетронутой» природы;
• на огороде созданаь грядка - «Лекарственные травы»;
• оформление тропы здоровья;
• разработка огорода «На окошке – зеленое лукошко»;
• организация ежегодной зимней «Птичьей столовой»;
• создание экологической тропы на базе ДОУ;
• составление экологического паспорта;
• систематизация методического, дидактического и раздаточного материала по экологическому воспитанию;
• подборка методической литературы по экологическому воспитанию;
• обогащение предметно-развивающей среды в группах и на территории детского сада.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
• изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;
• анализ имеющегося опыта по теме;
• методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, и т. д.);
• использование ИКТ в организации инновационной методической работы.
Реализация проекта началась в сентябре 2014 г и продолжается весь учебный год
I этап – 2014-2015 учебный год:
Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления экспериментальной деятельности.
• Создание материально-технической базы.
• Разработка плана реализации экспериментальной деятельности.
• Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество по реализации проекта
• Создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи
• Обогащение раздела методической литературы по экологическим вопросам охраны природы и краеведению (книги, журналы, буклеты, информационные листы).
• Создать в здании детского сада уголки природы, мини-лаборатории.
• Создание тропы здоровья
• Систематизировать на огороде участок «Лекарственные травы».
• Работа на огороде.
• Проведение экологического праздника «День Земли», совместно с родителями.
• Оформление клумб.
• Подготовка материалов для проведения содержательно-практического этапа эксперимента (планирование).
• Анкетирование, опрос родителей.
IIэтап будет реализоваться – 2015-2016 учебный год.
• Составить подборку материала для формирования основ экологической культуры с помощью народных традиций.
• Книги, стихи, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки.
• Создать и оформить информационно-иллюстрированный материал в тематические папки: «Кому нужна вода?»; «Вода в природных явлениях»; «Как человек использует воду»; «Как вода работает на человека».
• Создать иллюстративный материал и оформить в тематические папки: - «Правила поведения в природе»; «Кто в море живет?»; «Кто на болоте живет?»; «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».; «Инструментарий. Для проведения мониторинга уровня экологических знаний дошкольников».
• Выставка, организованная совместно с родителями, детьми и педагогами: «Вторая жизнь вещей и предметов», «Дары осени», огорода на кошке «Зеленое лукошко».
• Экологические праздники и развлечения.
• Серия семинаров для педагогов.
• Составление информационных листов и памяток.
• Проведение круглого стола (для родителей) по вопросам социально – нравственного развития.
• Составление информационных листов и памяток для родителей.
• Проведение серий проектов совместно с детьми, педагогами и родителями
• Формулирование выводов.
• Обобщение опыта работы.
• Создание экологических проектов.
• Презентации.
• Отслеживание результативности совместной работы.
Ожидаемы результаты:
ЕСЛИ ТО
Создать систему экологического воспитания в ДОУ удастся дать необходимые экологические знания представления и избежать перегрузки учащихся
дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет
осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий удастся дать необходимые экологические знания и сохранить здоровье дошкольников
применять на занятиях по «природному миру» нестандартные формы работы появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей
с помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм» появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастет
улучшить предметно-развивающую среду будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников
экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей:
человек (живой организм)
общество
окруж. живые неживая
среда организмы природа
через весь учебно- воспитательный пройдут «красной нитью» :
знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом;
умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;
навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде то удастся сформировать основы экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб, Детство-Пресс, 2003
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., Мозаика-синтез, 2000
3. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., Сфера, 2005.
4. Рыжова Н. А. Наш дом – природа.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. СПб, Детство-пресс, 2010-09-06
6. Система экологического воспитания в ДОУ. //Под ред. О. Ф. Горбатенко.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб., Детство-пресс, 2009
8. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.
9. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.
10. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2006.
11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей. М., Айрис – пресс, 2009
12. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. //Под ред. Н. В. Коломиец. Волгоград, Учитель, 2011.
13. Николаева С. Н. «Типовая модель экологического воспитания» //Дошкольное воспитание. -2004 № 4.
14. Николаева С. Н. «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания» // Дошкольное воспитание. -2002 № 7.
м.