Наталия Медведева
Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме :
«Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента готовности к обучению в школе»
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель программы : формирование социальной компетентности старших дошкольников как структурного компонента готовности к обучению в школе.
Задачи:
Публикация «Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Разработать содержание художественной литературы, направленный на формирование социальной компетентности старших дошкольников как структурного компонента готовности к обучению в школе.
2. Составить план по использованию разных видов игр в формировании социальной компетентности старших дошкольников как структурного компонента к обучению в школе.
Принципы программы :
1. Принцип последовательности;
2. Принцип системности;
3. Принцип учета индивидуальных возрастных особенностей;
4. Принцип деятельностного подхода.
Возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные, общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантики
Планируемые результаты:
1. Активно включается в игры и занятия как самостоятельно, так и по предложению других (взрослых и детей). Предлагает несложные сюжеты для игр.
2. Проявляет сочувствие к близким людям, сопереживает им, сорадуется.
3. Достигает успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и некоторыми детьми в различных видах деятельности. Поддерживает дружеские, доброжелательные отношения с детьми своего и противоположного пола.
Содержание и реализация проекта
Проект долгосрочный. Сроки реализации:
Подготовительный – (сентябрь 2017г. – ноябрь 2017г.)
Экспериментальный – (ноябрь 2017г. – апрель 2018г.)
Заключительный – (апрель 2018г. – май 2018г.)
Проект состоит из трех этапов:
1 этап. Подготовительный – (сентябрь 2017г. – ноябрь 2018г.)
Цель: разработать содержание художественной литературы по теме исследования, направленный на формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента готовности к обучению в школе.
Задачи:
- подобрать художественную литературу;
- скорректировать задачи, методы и приемы над проектом.
2 этап. Экспериментальный – (ноябрь 2017г. – апрель 2018г.)
Цель: Развивать социальную компетентность у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр.
Задачи:
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
-учить ребенка выражать свою любовь к окружающим.
3 этап. Заключительный – (апрель 2018г. – май 2018г.)
Цель: закрепить навыки по использованию разных видов игр в формировании социальной компетентности старших дошкольников как структурного компонента к обучению в школе.
Задачи:
- вырабатывать у дошкольника положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
Этапы Цель Игры
Подготовительный развитие умения согласовывать действия с партнером. «Ладонь на ладонь»
побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать. «Меняемся пуговицами»
игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека. Прогулка с завязанными глазами
Экспериментальный формирует бережное и доверительное отношение к партнеру. «Слушаем сердце»
способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. «Кораблик»
обучить детей эффективным способам общения. «Попроси игрушку»
Заключительный формирование у детей чувства доверия к окружающим. «Прогулка с компасом»
помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. «Дракон»
Предполагаемые результаты:
1. Проявляет интерес к общественным явлениям.
2. Активно включается в игры и занятия как самостоятельно, так и по предложению других.
3. Поддерживает дружеские, доброжелательные отношения с детьми.
4. Участвует в коллективных играх и занятиях.
5. Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками.
Список используемых источников:
1. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника : показатели и методы выявления / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
2. Артамонова, Е. Р. Психолого-педагогические основы формирования социальной компетентности в дошкольном возрасте / Е. Р. Артамонова // Вестник ВГГУ. –2009. – № 22. – С. 224–229.
3. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста. : автореф. дис…. канд. пед. наук : / О. Ф. Борисова. – Челябинск, 2009. – 25 с.
4. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование : некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.
5. Куницина, В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность / В. Н. Куницина – СПб. : СпбГУ, 1995. – С. 34 – 36.
6. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста – Москва, 1948. – С. 4 – 15.