Людмила Дьяконова
К вопросу об экологическом воспитании школьников: формирование нравственности, духовности, интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТА
Формирование нравственности, духовности, интеллекта (экологическое воспитание) прежде всего, происходит в жизни ребенка с самых малых лет, с безусловным участием родителей, воспитателей, учителей, и самой жизни.
Публикация «К вопросу об экологическом воспитании школьников: формирование нравственности, духовности, интеллекта» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В ДОУ детям предоставляется возможность получение основы экологической культуры, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе через занятия по экологии. Ядром его содержания является экологическое представление о животных, людях как о живых существах. В программах, предлагающихся в ДОУ, природа представлена как ценность, а гуманное отношение ко всему живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.
Переживание значимости подобного отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания является соучастие, сопереживание, умения разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер. Под этим понимается доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем самостоятельно ребенком так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой.
Формирование нравственности и духовности интеллекта (экологическое воспитание) ведет к формированию экологической воспитанности дошкольника, которое, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:
1. развитие у детей дошкольного возраста экологических знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой.
При осуществлении экологического воспитания нами используются следующие методы: метод наблюдения, метод экологического моделирования, метод поисковой деятельности.
Успех реализации всех этих задач и программ в целом, обеспечивается несколькими обязательными условиями:
1. готовность педагога к осуществлению экологического образования детей;
2. личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
3. постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
4. построением экологически развивающей среды в д/у;
5. активным участием родителей в воспитательном процессе;
6. установлением педагогом связей со школой, обществом, организациями, учреждениями дополнительного образования.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли – при этом, его знания приобретают системный характер, тем самым увеличивая возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все вышесказанное позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живом, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Наблюдая и ухаживая за растениями, ребенок учится распознавать растения, их своеобразие, а также условия их существования, Кроме того, данные факторы способствуют формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе, помогают дошкольникам закрепить полученные знания, умения и навыки, формируют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах ей отводится разное место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более реальной становится их деятельность в природе.
Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольных учреждениях экологически развивающей среды. В помещении она представлена земной зоной уголка и комнаты зимнего сада. На участке могут быть созданы микропейзажи и ландшафты, экологическая тропа. Содержанием развивающей среды являются также экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации и книги, оборудование для ухода за живыми существами.
Так, шаг за шагом, от раздела к разделу, в процессе реализации программы и ее содержания, педагог может накапливать материал, характеризующий изменяющийся опыт детского общения с природой. К подобным видам работы могут относиться созданные дошкольниками сказки, истории, стихи, книги-самоделки, продукты изобразительной деятельности.
Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) способствуют освоению дошкольниками экологической культуры и определению уровня их экологической воспитанности.
Экологические знания, которые ребенок получает в дошкольном детстве, помогают ему осмыслить то, что рядом с ним находятся живые существа. К которым относится и человек, т. е. он сам. Сформированность знаний не является самоцелью в экологическом воспитании, они представляют собой необходимое условие для выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, которое выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний. Кроме того, эмоционально действенное отношение к окружающему миру выражается в практической готовности созидать вокруг себя, потому что 1) это чей-то труд; 2) потому что на это затрачены материалы, взятые из природы.
Обратимся к специфике работы в разных возрастных группах. В средней группе дети отзывчивы к игровой деятельности. Идет становление произвольного поведения, быстро развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются знания об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны и активны, хорошо сотрудничают с воспитателем. Рекомендуется включать игру в занятия, труд, наблюдения, организовывать игровые ситуации, инсценировать литературные произведения с помощью кукол или игрушек.
В старшем дошкольном возрасте дети уже больше знают о природе, имеют необходимые первоначальные навыки. Сенсорный опыт и образные представления ребенка в этом возрасте глубже и шире. Начинается формирование обобщенных представлений, например, с помощью литературных произведений, сюжеты которых привлекательны для детей (В. Бианки, М. Пришвин и др.). Дети учатся быть наблюдательными и с любовью относится ко всему, что рядом.
В подготовительной группе перед нами ставится задача: показать разнообразие природных явлений, помочь детям понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок или взрослый) играет важную роль в поддержке, сохранении, создании условий для живых существ.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает опыт (нравственно-ценностный) отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. В результате освоения детьми дошкольного возраста значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Список литературы:
1. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М. : Мозаика-Синтез. – 2005. – 201 с.
2. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн. : Асар, 1997. – 128с. ,
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М. : Новая школа, 1995.- 160 с.
4. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа» : блок занятий «Я и Природа» / Н. А. Рыжова. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 189 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – 2009. – 160 с.
6. Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках изобразительного искусства // Нач. школа. – 1996. - №5. – С. 19- 25.