Татьяна Заварухина
Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игровой деятельности активно работают все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества.
Публикация «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Через игровую деятельность решаются образовательные и воспитательные задачи :
• углубить и расширить экологические знания;
• привить начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;
• развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе эколого-игровой деятельности;
• воспитывать чувство бережного отношения к окружающему.
Поэтому в своей деятельности с детьми большой акцент делаю на использование экологических игр. На занятиях, во время прогулок я активно применяю различные подвижные игры экологической направленности («Птицелов», «Огородник и садовник», «Поймай жучка», «Ласточки и мошки», «Муравейник» и многие другие)
Одной из разновидностей игровых технологий являются дидактические игры. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и творческому развитию детей. Игры могут быть включены в любое занятие, т. к. помогают решать познавательные задачи, активизируют логическое мышление, развивают память, внимание, способствуют расширению кругозора детей. За время своей работы я сделала подборку дидактических игр, которые активно применяю на практике. Многие игры я изготавливаю сама. Например, «Найдите и покормите зимующих птиц», «Каждую птицу на своё место», «Кто где живёт», «Составь букет» и многие другие.
Предлагаю вашему вниманию несколько дидактических игр для старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Кто где живёт»
Цель: закрепить знания о животных Севера, юга, средней полосы.
Материал: таблица, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке изображение животного: в первом ряду – лев, жираф, крокодил; во втором – белый медведь, северный олень, тюлень; в третьем – волк, лось, бобр.
Ход: перед детьми вывешивается таблица, предлагается рассмотреть её и ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.
Вопросы к таблице:
1. Что общего между животными первого ряда? (животные жарких стран)
2. Назовите животных Севера (белый медведь,северный олень, тюлень)
3. Какие животные живут в средней полосе? (волк, лось, бобр)
4. Какие животные проводят много времени в воде? (крокодил, тюлень, бобр)
5. Назовите травоядных животных (жираф, северный олень, лось)
6. Кто из животных хищник? (лев, волк, белый медведь, крокодил)
Дидактическая игра «Каждую птицу на свое место»
Цель: закрепить знание детей о хищных, водоплавающих и болотных птицах.
Материал: таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столбике нарисованы орёл, журавль и гусь. Несколько предметных картинок с изображением птиц – коршуна, совы, цапли, аиста, лебедя, утки.
Ход: детям предлагается послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Особое внимание обратить на описание строения ног, клюва, т. к. это важно для определения образа жизни птиц.
Орёл – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землёй, орёл высматривает добычу. У него сильные ноги с загнутыми когтями и клюв, с помощью которых он ловит и разделывает добычу.
Журавль – живёт на болоте у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм – небольших водных обитателей.
Дикий гусь – водоплавающая птица, живёт на озерах, прудах и реках. У гусей на лапках перепонки, он легко гребет ими и быстро плавает. В воде он добывает себе пищу (опустив голову на длинной шее)
Рассказав о птицах, вызвать играющих к столу. Каждый берет по одной картинке, определяет с какой птицей рядом (орлом, журавлем или гусем) следует её поместить. Объяснить выбор.
(сову рядом с орлом, т. к. это тоже хищная птица, у неё загнутый клюв и сильные когти)
Таким образом, игра это не только вид свободной деятельности ребенка, но и вид познавательной деятельности, благодаря которому, ребенок познает то, что нас окружает.