Папки-передвижки

Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей

Надежда Смирнова
Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей

Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей

Я работаю воспитателем по изобразительной деятельности в детском саду «Солнышко» пос. Ленинское Шабалинского района. Провожу занятия по рисованию, лепке, аппликации во всех возрастных группах, а также занимаюсь художественным трудом с детьми старшего возраста.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – художественно – эстетическое. Это направление отражено в вариативной части образовательной программы детского сада. В связи с этим более углубленно ведется работа по художественному, музыкальному и театральному развитию детей.

Публикация «Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей» размещена в разделах

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в требованиях к структуре программы отмечается необходимость использования в образовательной деятельности культурных практик.

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой, – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ это :

- Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка.

- Изменение содержания образовательной деятельности.

- Организация предметно – развивающей среды.

- Взаимодействие детского сада и семьи.

По характеру своей профессиональной деятельности я использую в своей работе одну из форм культурных практик – детский досуг для детей старшего дошкольного возраста в форме кружка «Волшебная бумага», где мы с детьми занимаемся бумагопластикой.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, почувствовать себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Ведущая педагогическая идея работы - преемственность обучения между детским садом и школой.

Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.

«Волшебная бумага» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Актуальность заключается в том, что она способствует подготовке детей к успешному обучению в школе;

отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками, в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.

Инновационный характер работы с бумагой - это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Дети узнают о свойствах бумаги, различных способах работы с ней, видят новые возможности в изобразительной деятельности.

Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу»

Цель моей работы - создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.

Задачи:

- обучение детей новым (нетрадиционным) приемам и способам работы с бумагой разной фактуры;

- создание сюжетных и декоративных композиций.

- развитие творческой направленности, мелкой моторики рук,

- развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения,

- обогащение сенсорного опыта.

- воспитание интереса к бумагопластике,

- воспитание самостоятельной, творческой активности в процессе изготовления поделок из бумаги.

Для реализации кружковой работы используются разнообразные формы и методы: наглядные, словесные, практические, игровые. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности, направленныйна развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приемов работы; метод создания проблемной ситуации, направленный на активизацию творческого мышления, поиску нестандартныхрешений; экскурсии на выставки прикладного искусства в дом детского творчества, экскурсии в краеведческий музей, демонстрация видеоматериалов. Деятельность сопровождается использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то собеседника придают динамичность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.

Пути решения.

Для реализации данной культурной практики накоплен большой дидактический материал: разработана авторская программа, составлен тематический план, включающий нетрадиционные методики и техники работы с бумагой, сценариидеятельности, методические пособия, наглядные средства. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить работу кружка интересно и грамотно с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка, обеспечивают поступательное художественное развитие ребенка.

Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые нетрадиционные приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.

Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

При организации работы кружка стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.

В кружковой работе я применяю следующие нетрадиционные техники работы с бумагой:изделия из бумажных комочков и трубочек, из мятой бумаги, из полосок, изделия на основе конуса, на основе цилиндра, на основе коробок, изделия в технике оригами,в технике торцевания,в технике квиллинга, изготовление макетов.

Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.

Для организации кружковой работы была создана предметно-развивающая среда,предоставляющая каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Для этого в группе есть:

- творческая мастерская, наполненная разнообразным, стимулирующим познавательную, исследовательскую, экспериментальную деятельность ребенка материалом: разные виды бумаги, картона, коробки, баночки разных размеров, дополнительный бросовый материал… Материал в продуктивной зоне периодически меняется.

- игры-самоделки, изготовленные дошкольниками самостоятельно, совместно с родителями и воспитателем. Например:игрушки из коробок, коробков, мятой бумаги;

- организуются индивидуальные и коллективные выставки творческих работ детей.

Формы взаимодействия взрослого и ребенка:

- работа кружка строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, отношения к личности ребенка, его чувствам, потребностям;

- ребенок всегда может рассчитывать на помощь со стороны взрослого, поддержку его инициативы, самостоятельности;

- в кружковой работе реализуется подгрупповая индивидуализация;

- малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта;

- форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою;

- велико значение кружка в создании эмоционального благополучия в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу, бережно относятся к результатам деятельности, материалам.

Взаимодействие детского сада и семьи.

Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашего кружка ознакомлены с технологиями обучения детей бумагопластикой, многие приобрели книги с образцами поделок. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты.

Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах в детском саду и на районном уровне:

выставка: «Эти волшебные коробки»;

• - - - «Солнышко наше»;

• - - - «Волшебные снежинки»;

• - - - «В стране необычных цветов»;

• - - - «В лесу родилась елочка»;

• - - - «Новогодняя открытка» и др

Были проведены встречи с родителями на темы «Развитие моторики рук», «Развитие творчества у детей», консультация «Нетрадиционные способы работы с бумагой». Также вниманию родителей были предоставлены информационные стенды на темы «Оригами», «Длинноножки – картины в интерьере», «Детский дизайн».

Результаты развития творческих способностей.

Мониторинг развития творческих способностей детей в работе по художественному труду показал положительную динамику развития творческого воображения и проявления индивидуальности.

Главным результатом кружковой работы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата, проявлять самостоятельность и инициативу, способность выбирать род занятий и участников по совместной деятельности. Это и является целевыми ориентирами согласно ФГОС ДО.

Таким образом, организованная мною кружковая работа по художественному труду говорит о целесообразности использования данной культурной практики и индивидуализации образовательного процесса в развитии детей. А для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Публикации по теме:

Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников У каждого из нас внутри талант таится И очень важно в детстве дать ему раскрыться.

К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования Стрижакова Наталия Андреевна г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель Именно творческая деятельность человека делает его существом обращенным к.

Консультация для воспитателей «Культурные практики дошкольников» Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения.

Летний проект для детей старшего дошкольного возраста «Наши зелёные друзья — культурные растения» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Паспорт и технологическая карта краткосрочной образовательной практики «Плетение кос из трех прядей» для детей 6–7 лет Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики Краткое название: «Плетение кос из трех прядей» ФИО автора: воспитатель.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Технологическая карта и паспорт программы краткосрочной образовательной практики «Волшебные ниточки» для детей 6–7 лет ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Краткосрочная образовательная практика «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ» (нетрадиционная техника ИЗОНИТЬ) «ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО» Цель:.

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики по декупажу «Декупаж тарелки» для детей 6–7 лет ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Краткосрочной образовательной практики по декупажу «Декупаж тарелки». Цель: Развитие творческих способностей детей.

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики по пластилинографии «Цветочная сказка» для детей 6–7 лет ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Краткосрочная образовательная практика по пластилинографии «Цветочная сказка» (на компакт-диске/картоне). Цель: Развитие.

Технологическая карта разработки программы краткосрочной образовательной практики по выбору детей (КОП) Система краткосрочных образовательных практик по выбору детей (КОП)в свете современных требований к дошкольному образованию является механизмом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей
Опубликовано: 19 августа 2016 в 22:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД