Гульдар Касимова
Консультация «Кейс— технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кейс – технологии» как один из инновационных методов образовательной среды»
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Рассмотрим кейс – метод.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Главное предназначение кейсов – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности воспитанников по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии.
Детям предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
При работе с конкретной ситуацией происходит погружение ребенка в определённые обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и её сути.
Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии :
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является :
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются.
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»
• Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
• Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
• Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
• Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
• Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
• Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
• Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
• Навык положительного отношения к миру.
Пример «Настоящие друзья»
Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций
Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.
Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.
В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.
Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Название
этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
1. Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.
Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.
Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. Осознает проблему.
Присваивает проблему.
Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.
2. Мозговой штурм Организует детей в малые группы.
Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.
Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы.
Находят совместное решение.
Формулируют выводы.
3. Презентация Организует презентацию решения кейса.
Помогает сравнить предложенные решения. Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.
Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.
4. Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Применяют знания в различных ситуациях.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стади направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.
Что такое речевой этикет?
Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.
Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета.
1. Умение пользоваться формулами речевого этикета.
2. Соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника.
3. Правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения.
4. Приобретение опыта этикетного поведения.
5. Потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
6. Обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)
Цель:
Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения.
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
• Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
• Почему?
• Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
• Предложите свой вариант разговора по телефону.