Инна Козлова
К Дню музыкальных импровизаций на Мааме: «Музыкальная импровизация в жизни дошкольника»
▼ Скачать +Заказ
Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных "продуктов".
Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus -непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.
Публикация «К Дню музыкальных импровизаций на Мааме: „Музыкальная импровизация в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.
Одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность .(Д. Б. Кабалевский). Путь к этому идет через формирование творческого интереса в процессе импровизации, т. е. через практическое музицирование. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля.
Музыкально-творческая импровизация дошкольников скромна по их характеру и форме выражения. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Также дошкольник способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет песенки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.
Цель импровизации – активизация творчества детей. Основными видами импровизации дошкольника можно назвать танцевальное, песенное и театральное творчество в игровой деятельности. Они привлекают внимание детей воплощением собственного замысла, повышают эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивают певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Сегодня я предложу вам музыкально-двигательные импровизации,которые можно использовать в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях ДОУ.
Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т. д.). Далее я приведу вам в пример наиболее часто используемые мною на занятиях музыкально-двигательные импровизации.
Музыкально-двигательная импровизация "Цветик – семицветик"
Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку - дети импровизируют, как только педагог выключает музыку- дети замирают в красивых фигурах,а кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.
"Клоуны" (под «Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)
Вначале надо поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, и затем предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую — с красными.
"Волшебные руки"
Исходное положение – дети становятся в свободном порядке на ковре. Один ребенок – водящий. Он выполняет под ритмичную музыку различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.
"Кто я?"
Педагог или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то (например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку) – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.
"Обезьянка"
Предложить одному ребёнку стать обезьянкой или зеркалом и повторять все, что делает ведущий: он шагает и обезьянка, поднимает руки – и обезьянка тоже. Данное игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие могут поменяться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.
Музыкально-двигательная импровизация "Море волнуется раз"
Эта игра широко известна и любима детьми. Предлагается внести в нее новые элементы движения. Один ребенок импровизирует на металлофоне, остальные дети движутся свободно, как волны в море. Когда музыка заканчивается, останавливается и движение, все замирают:
Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три —
Морская фигура, на месте замри!
(можно обозначить детям фигуры - рыбка, морской конёк, дельфин, медуза и т. д.)
Ребенок заканчивает музыкальную импровизацию и выбирает самую красивую фигуру – отдает музыкальную палочку. Новый импровизатор садится за музыкальный инструмент.
Музыкально-двигательная импровизация "Снежинки кружатся раз"
Дети движутся свободно в пространстве помещения, как снег:
Снежинки кружатся — раз,
Снежинки кружатся — два,
Снежинки кружатся — три —
Ледяная фигура на месте замри!
Музыкально-двигательная импровизация "В лесу"
Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на металлофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги — это корни, руки — ветви, тело — ствол дерева:
В лесу деревья стоят,
Корнями в землю упираются,
К небу веточками своими тянутся.
А между ними ветерок летает,
С веточками играет.
(Некоторые дети становятся ветерками и движутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем другая группа становится ветерком.)
В лесу деревья стоят,
Подрастают.
А между ними ветерок летает,
С веточками играет.
Музыкально-двигательная импровизация "На полянке"
Аналогична предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплощаются в цветы, их руки — лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.
Музыкально-двигательная импровизация "Ручеек"
Аналогична предыдущей. Дети сидят на полу — они превращаются в блестящие на солнце камушки или сугробы тающего снега. Движущиеся дети — это веселый ручеек.
Музыкально-двигательная импровизация "Ветер"
Движение группы детей осуществляется сначала по кругу, а затем дети следуют за взрослым по форме восьмерки, затем бег "змейкой"
"Прощаться — здороваться"
Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.
"Сказочный герой"
Дети стоят в кругу, в середине круга — двое детей в костюмах Незнайки и Буратино. Под музыку каждого персонажа дети исполняют танец того или другого, повторяя за Незнайкой или Буратино движения.
Использование на занятиях музыки в ДОУ такого методического приема- как импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б. В. Асафьев, который писал: "Человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу"