Оксана Николаевна Молчанова
Консультация «Математика в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Обучение математике не должно быть скучным занятием. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Во время занятия ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения.
Публикация «Консультация „Математика в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Учитывая что, формирование математических представлений у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе НОД, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей : на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом наша задача состоит в том, чтобы дети понимали, что математические знания, которые они приобрели в ходе НОД, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике и расширению полученных знаний.
Как показывает наша практика, дети любят дежурить. Принимая это во внимание, мы учим ребенка счету во время дежурства. Например, во время дежурства по столовой просим принести определенное количество столовых приборов, во время дежурства в уголке природы даем задание правильно выставить день недели, число и месяц, дежуря на занятиях, наши воспитанники отсчитывают такое количество карандашей, тетрадей или кистей, какое нужно сегодня на занятии. Эта работа способствует закреплению навыков элементарного счета, а так же развивает умение ориентироваться в пространстве и времени.
Занимаясь аппликацией, дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения. Во время рисования знакомим с составлением узоров из геометрических фигур, что способствует закреплению знаний о геометрических фигурах.
Во время прогулки детям интересно использовать пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.
Считалки, которые наши дети используют для подвижных игр, тоже математика. Они помогают не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Во время чтения сказок, мы опять же сталкиваемся с математикой : Три поросенка, Белоснежка и семь гномов. Сказки помогают запомнить простейшие математические понятия : справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду. Наличие соответствующего материала в группе позволяет нам не только стимулировать любознательность наших воспитанников, но и развивать их познавательные интересы дальше.
В своей работе мы используем широкий диапазон материалов, от специально разработанных до естественных природных и культурных:
• Материал для сенсорного развития (головоломки, мозаика, пирамидки, шнуровки и т. д.)
• Природные объекты (коллекции ракушек, семян, игры с песком и водой и т. д.)
• Культурные объекты (лупа, весы, микроскоп)
Для реализации принципа наглядности в ходе ФЭМП используем специально созданные пособия:
• Наборы картинок с изображениями (геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений)
• Разрезные картинки, пазлы
• Парные картинки для сравнения
• Разнообразные игрушки (объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей, фруктов и т. п.)
• графические лабиринты,
• Коллекционный материал (коллекция монет)
Данные типы материалов вводятся нами в арсенал детской деятельности постепенно. На каждом возрастном этапе их диапазон расширяется, они изменяются от простого к сложному, что, в конечном итоге, создает возможность для полноценных и разнообразных творческих занятий.
Уважаемые коллеги в завершении хотелось сказать, дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Мы же, воспитатели, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.