Марина Бычковская
Ярмарка народных умельцев
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.
Задачи:
1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Публикация «Ярмарка народных умельцев» размещена в разделах
3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки ; заготовки (блюда, миски,доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.
Ход занятия
Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.
Воспитатель (гостям). –
Добрый день, гости знатные и желанные;
Люди добрые и молодые,
Замужние и холостые!
Милости просим к нам на веселье,
Сегодня принимаем гостей со всем волостей!
В. (к детям). – Заходите, заходите,
(дети входят в зал) Открывайте ворота,
К нам на ярмарку спешите,
Пропустить ее нельзя!
Что угодно здесь найдете:
И посуду, и игрушки,
И платочки все в цветах!
Много нового поймете
О народных мастерах!
(звучит мелодия «Ярмарка»)
Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.
В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.
- Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?
Дети: Золотые, трудовые, умелые.
- Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (дети подходят к 1-му прилавку).
В. – Подходите, подходите,
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
Не кольца, не брошки,
А веселые…
Д. – Матрешки!
В. – Здравствуй, милая матрешка,
Символ русской красоты!
Статна, хороша одёжкой,
Всем нам симпатична ты!
И в Загорске, и в Майдане,
У умельцев-мастеров
Появилась ты, матрешка,
Что достойна лучших слов!
В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?
Д. – это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.
В. – правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).
- А из какого материала изготавливают матрешку?
Д. – Из липы и березы.
В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?
Д. – Сарафан, блузка, платок, передник
В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).
В. – Подходите, посмотрите!
Здесь платки разные:
И зеленые, и красные.
С набивными цветами,
С бахромой и каймами!
В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?
Д. – Из Павлова-Посада!
В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.
Скажите, а какие узоры встречаются на платках?
Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.
В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.
- Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (девочки идут по кругу, демонстрируя платки).
В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!
- А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку).
В. – Подходите, не спешите,
Это чудо посмотрите!
Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же – каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют …
Д. – Хохломой!
В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!
Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?
Д. – Хохломская!
В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?
Д. – Из дерева.
В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?
Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.
В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?
Д. – Да!
(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).
В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.
(ответы детей).
- Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (дети выполняют движения вместе с воспитателем).
- Птица хохломская крыльями махала,
- Крыльями махала, злато рассыпала.
(махи, встряхиваем кисти рук)
- Головой качала, в стороны качала,
(наклоны головы.)
- Да с землицы русской травы собирала.
(наклоны в пол – собираем).
- Травы собирала, чаши украшала.
(наклоны, руки вверх, вниз).
- Мастерство с любовью нам передавала.
(руки к сердцу, руки вперед).
В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?
(ответы детей).
- Тогда пройдем в нашу мастерскую.
(дети переходят в рабочую зону).
В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?
Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.
В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?
Д. – Трафареты, губку, тычки.
В. – Как нужно рисовать травку и завитки?
Д. – Концом кисти.
(во время работы звучит мелодия).
В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество.»)
- А народ говорил : «Всякое уменье трудом дается».
- С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.
(дети заканчивают свои работы).
В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!
- Богата и привольна Родина моя,
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И павловский посад,
Загорская матрешка
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят!
В. – Ребята, ярмарка закрывается, скажем нашим гостям «До свидания!»
(дети под музыку выходят из группы).