Наталья Жукова
Конспект интегрированной НОД «В гостях у народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
«В гостях у народных умельцев»
Разработали: воспитатели Н. А. Жукова, О. А. Елькина
Цель:
Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Воспитывать в детях чувство патриотизма.
Публикация «Конспект интегрированной НОД „В гостях у народных умельцев“» размещена в разделах
Закреплять знание детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
2. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям.
3. Продолжать знакомить с разными видами росписи.
4. Развивать художественный вкус, творческую самостоятельность, совершенствовать технические навыки.
Интеграция направлений развития:
«Познание. Формирование целостности картины мира», «Художественное творчество (рисование). «Коммуникация».
Предварительная работа:
Беседа о разных видах народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с народными промыслами, рассматривание изделий и иллюстраций декоративно-прикладного искусства. Показ презентаций, загадывание загадок. Музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование:
Посуда с городецкой, хохломской росписью, с росписью Гжель, дымковская игрушка. Гуашь, беличья кисть, баночка с водой, подставка для кисти, салфетки, тонированные заготовки-шаблоны из бумаги. Аудиозапись русско-народной музыки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, в течение года мы с вами знакомились с разными видами декоративно-прикладного искусства. И сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в мир красоты, добра в мир удивительных творений народных умельцев.
(Стук в дверь, входит Коробейник)
Коробейник:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с гостем).
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, кто к нам пришел? Правильно, Скоморох. (Обращается к Скомороху) : Что это за короб вы нам принесли?
Скоморох:
Короб этот не простой
В нем товар расписной.
Воспитатель:
Можно ли нам с детьми полюбоваться на работы русских мастеров. (Видит в коробе конверты) Ой, что это?
Коробейник:
Чтобы товар мой узнать, нужно загадки отгадать и роспись назвать. (Дети с радостью соглашаются)
Тогда послушайте первую загадку:
Веселая красная глина
Кружочки полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски и
Всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы.
А ну назовите меня?
Дети: Это дымковские игрушки.
Воспитатель: Правильно, а как называется роспись, из каких узоров она состоит?
Дети: Круги, пятна, дуги, точки, решетка, прямые и волнистые линии.
Коробейник: Из чего эти игрушки сделаны?
Дети: Из глины.
Воспитатель:
Давным-давно люди придумали делать эти игрушки не для забавы, они охраняли дом и семью от не чистой силы, зла. А потом дымковские мастера стали раскрашивать их в яркие цвета, красками и использовать в качестве сувенира. Это и знаменитые «Барыни», «Индюки», «Олени», «Козлы», «Всадники».
Коробейник:
А сейчас послушайте еще одну загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится:
«Сине-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Может с севера пришла
И цветами расцвела;
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.
Дети: Это Гжельская посуда. Она сделана из белой глины.
Коробейник:
Посмотрите, почти на каждой гжельской посуде, чайной вазе, мы видим цветок. Как он называется?
Дети: Это Гжельская ваза.
Воспитатель:
Красива и нежна Гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
Коробейник:
Молодцы ребята, а теперь послушайте третью загадку.
Из липы доски сделаны
И прялки, и лошадки….
Цветами разрисованы
Как будто полушалки
Там лихо скачут всадники
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые на солнышке блестят. (Городец)
Кто же сделал это чудо?
Дети: Городецкие мастера.
Воспитатель: Правильно, чем украшены городецкие предметы?
Дети:
Яркими цветами, птицами, всадниками и лошадками. Цветы соединятся в гирлянды, самый крупный цветок находится в середине, а слева и справа цветы поменьше. А для оживки применяется белый и черный цвет.
Коробейник:
Молодцы! Вижу я, что вы хорошо знакомы с изделиями русских мастеров-умельцев. Тогда послушайте мою последнюю загадку.
Ветка плавно изогнулась,
И колечко завернулось.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветет алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это? … (Хохлома).
Воспитатель: Какие это узоры?
Дети: Завитки, травинки, ягодки, усики, цветочки, листочки.
Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник?
Дети: Черный, красный, зеленый, золотой.
Воспитатель: А почему роспись назвали хохломской?
Дети: В деревне Хохлома изготавливали эту деревянную посуду. Оттуда и название.
Ребенок: Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Воспитатель:
Ребята, Россия наша богата талантами. Давайте и мы с вами на короткое время станем народными умельцами, распишем чашки (раздает детям тонированные заготовки-шаблоны из бумаги).
Для любого мастера важна точность и уверенность движений рук. Предлагаю для этого сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои,
Их как хочешь, поверни:
И вот этак и вот так,
Не обидятся никак (потирая кисти рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Не сидится им опять (встряхнуть кистями).
Постучали, повертели, рисовать мы захотели.
Воспитатель: Ребята, пока ваши работы сохнут, давайте поиграем.
Физкультминутка
По солнышку, по солнышку
По травке луговой
Иду по мягкой травушке, весеннею порой.
И любо мне, и весело, смотрю по сторонам,
И желтеньким и красненьким
Я радуюсь цветам.
Возьму у солнца чашку я,
Водички я напьюсь.
И хохломскому мастеру,
За это поклонюсь.
Коробейник: А вам ребятушки, за ваши добрые сердца, да за ручки золотые леденцы-петушки.
Ребенок: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Дружно скажем на прощанье
Мы друг другу до свиданья!