Вероника Захарова
Якутская сказка, как средство художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сказки продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество сказок, которые ребенок смотрит по телевизору, не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции зарубежной мультипликации. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых.
Публикация «Якутская сказка, как средство художественно-эстетического развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Основной целю реализации программы дошкольного воспитания является формирование основ базовой культуры личности. Возникает вопрос, на каком базовом материале, воспитатель должен строить свою работу с детьми.
В основе блока художественно-эстетического развития детей может лежать не только, красота природы, народные сказки, но и сказки коренных жителей, проживающих в нашем регионе – сказки народов Севера, якутские сказки и сказы. Сегодня родители мало читают своим детям якутские сказки. Естественно, что они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
Цель методической разработки: реализация содержания блока художественно-эстетического воспитания через чтение и изучение Якутских сказок.
Задачи.
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
-воспитание с учетом возрастных категорий детей любви к окружающей природе, Родине, семье;
-формирование способности к самостоятельной деятельности детей.
-Развитие мелкой моторики, через рисование якутского орнамента.
В рамках нашей методической разработки планируется провести исследование мнения родителей о том, читают ли своим детям якутские сказки и какие детям покупают игрушки? (см. приложение 1,2) Где предметом будет выступать, чтение родителями сказок народов Севера, а объектом Якутские сказки.
Новизна методической разработки заключается в том, что якутские сказки являются не просто хранилищем старинных персонажей, это определенная развивающая этносреда, в которой ребенок может гармонично существовать, всесторонне развиваться и получать необходимые навыки и знания. Этнокультурная насыщенность предметно-развивающей среды подчиняется принципу гармонизации содержания образования, форм и методов взаимодействия с ребенком, обеспечивая дополнительные возможности познавательного, эстетического и этнического развития".
1. Роль Якутских сказок в современном образовательном процессе дошкольного образования
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Происходит активное навязывание новых идеалов и ценностей, противоречащих, всем тем догмам, которые отечественная культурная традиция выработала за многие века своего существования.
Воспитание детей в духе и на материале традиционной народной культуры, восстановление системы преемственности народных художественных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуации.
В современном дошкольном образовании особая роль отводится народной художественной культуре. Сегодня на основе народного художественного творчества необходимо создавать различные развивающие, коррекционные и оздоровительные программы для детей.
Проблема на наш взгляд, заключается в несоответствии общего благоприятного отношения к использованию народного художественного творчества в этнопедагогических методиках ДОО и реальной практики реализации этнокультурных моделей воспитания, подходов, в объеме аутентичного фольклорно-этнографического материала.
Идея методической разработки о необходимости создания особой этносреды (используя Якутские сказки) и использовании в качестве педагогического материала образцов аутентичного фольклора в этно- художественном воспитании для преодоления сложившейся кризисной ситуации в системе воспитания детей, в том числе использование средств НХТ в самостоятельной деятельности детей и родителей.
Новизна проекта заключается в том, что на основе якутских сказок можно создать этнокультурную насыщенность предметно-развивающей среды, которая будет подчиняется принципу гармонизации содержания образования, форм и методов взаимодействия с ребенком, обеспечивая дополнительные возможности познавательного, эстетического и этнического развития". Насыщенность образовательного пространства положительно влияющими на личностное развитие символическими объектами якутской культуры повышает чувствительность органов чувств, помогает ребенку получать изо дня в день все более многочисленные и прочные представления о мире.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Обращение к Якутским сказкам- это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, через умение видеть памятники истории и культуры. Обязательным условием является учет возрастных особенностей, уровня психического, интеллектуального и физического развития каждого ребенка и непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию.
Практическая значимость состоит в том, что материалы, представленные в данной разработке, могут быть использованы в работе с детьми в образовательных учреждениях города, в учреждениях системы дополнительного образования детей.
2. Якутские сказки как источник народной мудрости в формировании базовой культуры личности дошкольника
Сказки - один из основных видов творчества якутов. В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости. Для сказок характерно светлый оптимизм, жизнеутверждающее начало, вера в силу простого человека, в победу добра над злом. Поэтому - то народ любит и бережно хранит их как ценное наследие прошлого. Сказки складывались в течение столетий и в своем развитии они изменялись в тесной связи с развитием всего уклада жизни. Сказки живут в настоящее время, как в устном исполнении, так и в книгах, будучи записаны от народных сказочников или обработаны советскими писателям.
Сказки имеют большое значение как в этическом трудовом, так и в эстетическом воспитании. Успех сказок в пробуждении чувства прекрасного и эстетического вкуса обеспечивается именно тем, что в них красочность рассказываемого сочетается с фантастическими или реальными сценами, действиями и приключениями героев, образностью языка, богатством художественных средств.
Якутские сказки обратили на себя внимание ученых еще со второй половины XIX века. Впервые записал известный русский революционер и фольклорист И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867-1875 гг. он необычайно быстро овладел якутским языком и записал большое количество текстов и перевел их на русский язык. Переводы восьми полных сказок, две сокращенные записи сказок по-русски и много составителя других жанров вошли в «Верхоянский сборник», изданные уже после смерти составителя в 1890 г. Якутские тексты этого сборника были опубликованы Э. К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов».
В советское время собирание якутских сказок ведется более интенсивно. Вначале сказками интересовались лишь отдельные лица. Только с конца 1930-х годов Институт языка и культуры стал систематически собирать произведение фольклора, организуя с этой целью фольклорно - диалектологические экспедиции сказки записывали С. И. Боло, A.A. Саввин, Г. У. Эргис, Г. М. Васильев и др.
Сказка по-якутски называется «кэпсээн» и «остуоруйа». Исследователи прошлого столетия еще различали употребление якутами того или иного из этих терминов.
По мнению Э. К. Пекарского «кэпсээн» - это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» - искаженное русское слово «история». B.Л. Серошевский так же считал, что «кэпсээн» - настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки - остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот. Эмоциональная сила сказок особенно оповещалось тогда, когда их рассказывали опытные сказочники и сказочницы настоящие мастера слова. Сказки народа Саха в основном двух, трех персонажей: герой, враг. Художественным приемом, используемым в сказках, является сравнение, выполняющее функции изобразительного, смыслового и эмоционального средства. Сравнения часто носят образно - психологическую, эмоциональную выразительность и выявляют национальное своеобразие мышления, поражают своей необычностью. Например: «четырехногий золотой», «девица с глазами из халцедона», «девушек больше, чем окуней».
Разновидности сказок. Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по герою и по используемым мотивам. Названные группы детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства, аналогично сказке взрослой. Основным объединяющим признаком для них является «Детское видение мира», оценка изображаемого из позиции ребенка.
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Жанру волшебной сказки свойственна гиперболизация, сказочники используют гиперболу при описании внешнего вида персонажей, их силы, красоты, различных их качеств. Например: «зарезал быка, не вмещающегося в речке», «шуба, сшитая из шкур со спины 30 быков», «идет шум, от которого земля содрогается». Одной из особенностей сказки народа саха являются имена персонажей, которые даются в виде определений, характеризующих их функции в сказке. Классическим образцом этом плане является сказка «Старуха Таал - Таал». У Таал-таал бабушки сыновей зовут Глаза-глаза, Нос- нос, Уши- уши, у Чаачахаана Волосяное горлышко, Травяная нога, Лиственная грудь, Пузырная голова, Травяные штанишки, Мозг на макушке. Эти дети все умирают и как бы смерть их предопределена именами, характеризующими их недолговечность. Имена -характеристики можно встретить и в других сказках : Ненасытный обжора, Мэник-мэнигийээн, Хороший Юдьюйэн и другие. Имена-характеристики выполняют не только номинативную функцию, но и характеризующую, заменяя их описание внешности, личных качеств, их функции в сказке. В цветовой символике белый цвет обозначает счастье, добро, красоту, а черный - горе, несчастье, зло.
В сказке народа саха широко используются различные средства художественной выразительности, придающие ей неповторимый, удивительный национальный колорит. Они отличаются тем, что сказочник верит в происходящее событие, в ее достоверность. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы (Алаа Могус, Чаачахаан, Таал- таал бабушка, Мэник-мэнигийээн и других, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника - делают сказку средством для воспитания и развития детей.
Сказки о животных обычно по размеру небольшие. Рассказываются они простым, ясным и метким языком. Сюжетом служит один случай, одно приключение, что обусловлю простоту развития действия и небольшой объем сказки. Героями являются животные, которых фантазия народа наделяет разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. В таких сказках может участвовать и человек, но в этом случае он является второстепенным персонажем, не играет решающей роли в развитии сюжета и раскрытии идеи произведения.
Бытовые сказки этого рода отличаются от волшебных и сказок о животных тем, что в них преобладает не фантастика, а изображение реальной действительности. Правда, и в этих сказках встречаются фантастические моменты, выступают мифологические и чудесные существа, но они играют подчиненную роль и служат лишь для усиления или пояснения характера человеческого героя. Герой борется с реальными врагами, большей частью в реальных жизненных условиях на земле, а не сражается с чудесными, непознанными еще силами или с различными духами. Бытовые сказки в своих сюжетах и содержании отражают окружающую общественную и бытовую обстановку, с ее классовым антагонизмом и борьбой, с угнетением трудящихся и их протестом против несправедливости.
У якутов широко распространены сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне и находчивой девушке, о глупцах, дураках, о шаманах и попах, о чертях и богах, о несчастной доле, о счастье, как это отмечено выше. Герои бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости, а иногда и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки.
Сказка удовлетворяет естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности: в сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решение, полагаясь на самого себя; потребность в компетентности: герой сказки преодолевает все препятствия и достигает успеха; потребность в активности: герои сказки всегда активны, находятся в действии.
В результате у ребенка формируются качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить себя, свою позицию. Активность и компетентность, которые дают возможность ребенку стать субъектом деятельности. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определения образов и символов в сказках.
3. Методы и средства художественно- эстетического развития дошкольника при изучении якутских сказок.
Осуществляя эстетическое воспитание необходимо воспитательный процесс направить на решение следующих задач:
• систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности;
• формировать основы эстетического вкуса.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности -- составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка.
Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей -- их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе художественно эстетической деятельности может быть направлена на изготовление сказочных персонажей, кукол-знаков, олицетворяющих доброту, красоту, честность, порядочность, хитрость, силу и т. д.
Методы эстетического воспитания:
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;
• метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;
• метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружения, на совершенствование культуры своего поведения;
• метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Основные средства :
— эстетика быта
— природа
— искусство
— самостоятельная художественная деятельность детей.
Формы организации детей:
— занятия
— художественно— дидактические игры
— праздничные утренники, вечера развлечений
— экскурсии и прогулки
— театрализованные зрелища
При организации Художественно - эстетического воспитания дошкольников нами созданы условия:
-Создание предметно — пространственной среды.
-насыщенность быта предметами искусства.
-активная деятельность самих детей.
-индивидуальный подход к детям.
-всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.
-единство эстетического и нравственного воспитания.
-комплексное воздействие всех средств.
- приобщение к традициям родного края;
-привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
• занятия по изобразительной деятельности,
• занятия по музыкальному воспитанию,
• театрализованную деятельность,
• кружковую работу,
• индивидуальную работу,
• выставки детских работ, персональные выставки,
• посещение театров,
• праздники, концерты, спектакли
Построение образовательного процесса самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей с учетом регионального компонента
• Фольклор народов Саха. Просмотр или чтение якутских народных сказок;
• Рассматривание иллюстраций и репродукций к сказкам, изучение особенностей характера персонажей, одежды, сказочного пространства, где проживают герои; образы добра и зла, основные представления об устройстве мира в народных сказках;
• Сочинение продолжения сказки, после прочтения или новой сказки с использованием прочитанных героев, передающих характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их.
4. Механизмы реализации воспитательного процесса, посредством изучения якутских сказок.
К механизмам реализации воспитательного процесса, посредством изучения якутских сказок можно отнести :
-Чтение якутских сказок.
-Выполнение рисунков на тему сказки, проведение выставок
-Плоскостная лепка героев якутских сказок;
-Объемная лепка героев якутских сказок;
-Создание аппликаций с использованием якутского орнамента;
-Изготовление объемных персонажей в технике декоративно прикладного творчества.